Виталий ВУТНАНС,
президент ТРО Фонд «Собиз Инвест»
|
|
На днях в Министерстве образования заговорили о введении в школах уроков предпринимательства. По задумке авторов, современные дети должны разбираться в тонкостях экономики и быть конкурентоспособными в своей среде.
Пока наверху думают, под каким соусом школьникам лучше преподнести это новое блюдо, в Тамбовском государственном техническом университете четвертый год подряд группа энтузиастов-преподавателей помогает студентам и школьникам сделать первые шаги в бизнесе. Проект под названием Стартап школа ТГТУ дает возможность ребятам не только раньше определиться со своим будущим, но и воплотить в жизнь смелые идеи.
О бизнес-образовании в Тамбове Фонду "Собиз Инвест" рассказали организаторы проекта - начальник управления инновационной деятельности ТГТУ, кандидат экономических наук Михаил Истомин и заместитель директора Института экономики и качества жизни ТГТУ, координатор Стартап Школы ТГТУ Маргарита Лукьяненко.
КОНКУРС. ШКОЛА. АКСЕЛЕРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
Сегодня любой школьник, имеющий креативную бизнес-идею, может познакомиться с инвесторами, представить свой проект и получить поддержку для его воплощения. Так работает Стартап школа ТГТУ. Однако пришли к этому не сразу. Все началось с небольшого конкурса бизнес-идей. Желая внести разнообразие в стандартный зачет по бизнес-планированию, Михаил Истомин пригласил на сдачу старшеклассников и двух предпринимателей. Создав иллюзию конкуренции для ребят, удалось интерес к предмету.
Тогда мы просто встретились, поулыбались, сказали, что студенты молодцы, и все, - вспоминает Михаил Истомин. - Но идея осталась, на следующий год захотелось ее развить. Для более качественной оценки студенческих работ мы решили пригласить действующих предпринимателей.
Конкурс стал с элементами экспертизы. На третий год проект настолько окреп и "встал на ноги", что студенческие идеи стали уже практикоориентированными, а значит, практически готовыми к воплощению. Примером ребят, ставших в итоге самостоятельными предпринимателями, являются участники третьего года Стартап школы ТГТУ, проект "Идеальное агентство". Сейчас они довольно известны в городе, а начиналась их дорога к бизнесу в стенах родной альма-матер.
К тому моменту Стартап школа ТГТУ делала по два выпуска в год - весной и осенью. На осеннюю сессию тогда собралось рекордное количество участников - сто пятьдесят человек. Стал серьезнее и формат - ребятам надо было проявить себя в работе с настоящими бизнес-партнерами, провести исследование рынка или предложений конкурентов по заданным параметрам. По итогам этой работы троих ребят из выпуска трудоустроили.
Затем проект перерос в формат модных сегодня акселерационных программ. Он предполагает интенсивное развитие и поддержку стартапов путем быстрой доработки продукта в короткие сроки. За два месяца студенты понимают все сильные и слабые стороны своего бизнеса, качественно улучшают его, получают практические рекомендации от опытных коллег, имеют возможность вывести на рынок это предложение и начать зарабатывать на нем. К акселерационной программе были привлечены двадцать компаний-партнеров, а обучение прошли сто двадцать ребят.
- На выходе мы получили двадцать пять жизнеспособных бизнес-проектов, - рассказывает Михаил Истомин.
ОБУЧЕНИЕ НА МОДНОЙ ВОЛНЕ
Такой результат, без сомнения, вдохновлял организаторов на дальнейшее развитие. От обычного студенческого конкурса, где задачей каждого было просто получение лучшей оценки, до реального открытия бизнеса молодыми ребятами - путь, который участникам помогли пройти преподаватели ТГТУ. И на этом не остановились. С каждой новой сессией в обучение будущих предпринимателей внедряют новые формы и методы. Одним из таких стал бизнес-спиддейтинг.
- Мы взяли за основу систему быстрых свиданий - спиддейтинг, которая сейчас так популярна во всем мире, - говорит Маргарита Лукьяненко. - За одну-две минуты парень и девушка должны рассказать о себе и в случае взаимной симпатии обменяться телефонами. Нам показалось, что такая система как нельзя лучше подойдет и для бизнеса. Поэтому предложили ребятам познакомиться с реальными инвесторами и изложить им свое предложение в течение минуты. Мы поставили десять столов, усадили за них предпринимателей, а студенты по очереди подсаживались к ним и пытались креативно представить свой проект.
Такой тренинг помог ребятам отточить навыки вербального общения, научиться кратко и емко излагать мысли, не бояться разговаривать с потенциальными партнерами и инвесторами и вообще заявлять о себе. А в случае заинтересованности в своем продукте - получить реальное партнерство.
Акселерационная программа набирала обороты, о ней стали больше говорить в городе, появились публикации в СМИ. И теперь уже звонить с предложениями о своем участии начали не только школьники и студенты, но и инвесторы.
- Мы вышли на такой уровень, что теперь к нам обращаются люди, накопившие определенные средства и имеющие опыт в бизнесе, но желающие развиваться в более краетивных направлениях, с вопросом: куда вложиться? - рассказывает Маргарита Лукьяненко. - Нам приятно, что мы можем познакомить их с талантливыми ребятами, имеющими интересные задумки. Кроме того, мы заметили, что люди, которых мы приглашали в качестве экспертов, успешные тамбовские бизнесмены, приняв однажды участие в нашем проекте, оставались заинтересованы в общении с ребятами и проявляли активность в дальнейшем. Это не было просто отбыванием повинности, мол, раз уж согласился прийти и поучаствовать, придется сидеть, делать вид, что интересно. Диалог получался настолько живым, непредсказуемым, и в результате него обязательно рождалось что-то новое, партнеры заряжались энергией и свежими идеями от студентов, что это оказалось полезно и нужно обеим сторонам процесса.
- Можно ли распространить этот проект, и как относитесь к идее о школьном бизнес-образовании в России?
- Мы не чувствуем конкуренции для своего проекта, постоянно держим руку на пульсе и понимаем, что вряд ли в ближайшее время кто-то начнет делать подобное. При этом я считаю, что бизнес-образование в школах - это очень хорошая мысль. Оно поможет ребятам раньше понять, чего они хотят, получить действительно те знания, которые помогут им в современной жизни, продвинет их мышление на новый уровень и в итоге даст больше возможностей для самореализации, - поделилась своим мнением на этот счет координатор Стартап школы ТГТУ Маргарита Лукьяненко.
- Главное, чтобы это не было очередным чтением экономической теории, а имело практическую направленность в обучении. Тогда это станет несомненным плюсом в развитии образования в России, - считает Михаил Истомин.
Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Виталий ВУТНАНС:
- С большой радостью принял участие в этом проекте. Это важный переход от экономической теории к практике. Участники Стартап школы ТГТУ, которые лично ко мне обращались, уже на пятьдесят процентов прошли путь к реализации своих проектов. Всем организаторам желаем развития и продвижения, а участникам - большого и светлого будущего. А что касается идеи преподавать предпринимательство в школах - я "за". Однако пока все инициативы правительства в области бизнеса - мертворожденные дети. Тем не менее, такие инициативы все равно нужны - вдруг какая- то из них окажется жизнеспособной и даст толчок развитию предпринимательства в нашей стране.
Маргарита СВЕТЛОВА
Тамбовский курьер.2017.№33.С.11