В ближайшие пять лет цифровизация изменит все экономические процессы в России, как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Экспертный совет при Правительстве РФ назвал образование в числе ключевых областей, с которых необходимо начать цифровизацию российской экономики. Нельзя сказать, что эту работу начнут с нуля. В Тамбовской области применять цифровые технологии в образовании начали ещё в 90-е годы. Об этом опыте и о дальнейших планах рассказали в Тамбовском государственном техническом университете. Передовые научные разработки в сфере информационных технологий и защиты информации, проведение исследований по созданию и использованию IT-технологий по праву сделали ТГТУ флагманом этого направления исследований в регионе и одним из авторитетных IT-центров в стране. Наряду с наукой активно проводится информатизация образовательного процесса, развиваются информационные образовательные технологии.
«ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ТГТУ — Открытый университет» — под таким девизом работает целая команда сотрудников университета, внедряя в образовательный процесс и совершенствуя цифровые технологии. Их цель — сделать образование доступнее, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создать условия для реализации дифференцированного подхода к обучению.
В техническом университете разработали и успешно внедрили виртуальную обучающую среду — VitaLMS. Это система интерактивного обучения, использующая мультимедиатехнологии с возможностью обратной связи студента и преподавателя. За прошлый учебный год в системе VitaLMS общее количество посетителей составило более 8000 человек, причём в среднем каждый день к электронным образовательным ресурсам в этой системе обращаются более 200 студентов. На сегодняшний день преподаватели ТГТУ создали онлайн-курсы для более 1000 учебных дисциплин.
«Развитие электронной образовательной среды в нашем университете — это повышение качества образования, возможность включения в непрерывное образование обучающихся без отрыва от производства и лиц с ограниченными физическими возможностями. Преподаватель может создавать различные варианты материалов для обучения: интерактивные мультимедийные текстовые страницы с картинками, видеороликами, слайдами, аудиофайлами, виртуальными лабораторными, видеолекции, инструменты проверки знаний и многое другое. Студенты могут загружать в систему свои файлы: курсовые, лабораторные и другие работы на проверку преподавателю. Важно и то, что такая система позволяет выявлять творчески одарённых студентов и развивать их творческое начало и самостоятельность», — рассказывает Андрей Иванович Попов, начальник отдела электронного обучения ТГТУ.Студенты подключаются к системе во всех корпусах университета и общежитиях, используя как стационарные компьютеры, так и персональные смартфоны и планшеты через свободный Wi-Fi доступ к Интернету.
Кроме онлайн-курсов своих подавателей, студенты ТГТУ имеют доступ к электронным ресурсам ведущих российских университетов, таких, как МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт и другие. ТГТУ заключил договор о сотрудничестве в области использования открытых онлайн-курсов с Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования». Это позволяет студентам университета осваивать онлайн-курсы ведущих преподавателей страны.
«Использование открытых онлайн-курсов позволяет существенно повысить эффективность самостоятельной работы студентов, каждый из них в соответствии со своими потребностями и способностями может повысить свой интеллектуальный уровень, более качественно подготовиться к основным видам профессиональной деятельности, приобрести дополнительную компетенцию сверх учебного плана. Всё это повышает конкурентные преимущества выпускника на региональном и общероссийском рынке труда», — отмечает Андрей Иванович Попов.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Применение цифровых технологий в образовании особенно важно для двух категорий: для тех, кто совмещает работу и учёбу, и для лиц с ограниченными физическими возможностями. Именно для них в ТГТУ традиционные образовательные технологии уже много лет успешно дополняются дистанционными.
В этом году ТГТУ заключил лицензионный договор с одной из компаний, предоставляющих многофункциональные площадки в виде виртуальных комнат для проведения онлайн-встреч, конференций, вебинаров. Например, установочная сессия весеннего семестра у части студентов заочной формы обучения прошла с применением дистанционных образовательных технологий в формате онлайн-занятий. Лекционные занятия проводились для студентов направлений подготовки «Строительство», «Электроэнергетика и электротехника», «Экономика», «Юриспруденция», «Сервис» и др. Преподаватели вели занятия из специальных аудиторий в университете, оборудованных для онлайн- лекций, а студенты находились в различных частях Тамбовской области. Формат лекций определялся самими преподавателями. В одном случае преподаватели попеременно транслировали презентационный материал или выходили в эфир. В другом использовались несколько веб-камер одновременно для различных целей: трансляции преподавателя, трансляции маркерной доски, трансляции наглядных материалов и опытов.
В техническом университете разработали и успешно внедрили виртуальную обучающую среду — VitaLMS. Это система интерактивного обучения, использующая мультимедиатехнологии с возможностью обратной связи студента и преподавателя.
«Современные системы дистанционного общения студентов с преподавателями в режиме реального времени делают образование ещё более доступным. Первый опыт работы в данной системе обеспечил высокое качество обучения, удовлетворённость такой формой организации контактной работы отметили обучающиеся и преподаватели», — рассказывает Александр Владимирович Подольский, заместитель директора института заочного обучения ТГТУ
ОНЛАЙН-ШКОЛА МОЛОДОГО ИНЖЕНЕРА
Важным направлением цифровизации образования является активное использование электронной образовательной среды университета в процессе профессионального самоопределения школьников. Это позволяет ребятам более осознанно выбирать профессию, имея устойчивую внутреннюю мотивацию к получению образования в университете.
Например, цифровые образовательные технологии активно используются в работе «Школы молодого инженера». Проект Тамбовского государственного технического университета рассчитан на учащихся 10-х классов и предполагает их знакомство с профессией инженера и задачами региональной экономики, которые стоят перед людьми этой профессии.
Занятия в «Школе молодого инженера ТГТУ» разработаны в интересной для школьника форме, они показывают нюансы профессии, возможные карьерные траектории, примеры успешной профессиональной самореализации выпускников вуза. Программа школы нацелена на профориентационную работу по направлениям «Машиностроение», «Химия и химические технологии», «Экология и природопользование», «Тех- носферная безопасность», «Биотехнология», «Строительство», «Транспорт», «Агроинженерия», «Информационные технологии», «Автоматизация и управление техническими процессами», «Радиотехника и приборостроение», «Тепло- и электроэнергетика».
«Обучение в «Школе молодого инженера» проходит как в традиционной очной форме, так и в дистанционной. В дистанционной форме это вебинары, где преподаватели одновременно могут общаться с ребятами из разных школ, школьники могут задавать вопросы в режиме реального времени. По дистанционной форме в прошлом учебном году обучались около 50 учеников 10-х классов из пяти школ Кирсановского, Гав- риловского и Умётского районов Тамбовской области», — рассказал Андрей Анатольевич Егоров, начальник управления непрерывного образования ТГТУ
В планах технического университета продолжить работу по всем этим направлениям. Школа молодого инженера расширит географию, привлекая другие школы районов области для участия в проекте. Преподаватели будут разрабатывать новые онлайн- курсы. Руководство университета ставит цель делать их более интерактивными, применять новые мультимедиатехнологии, а также адаптировать для лиц с ограниченными возможностями здоровья, учитывая их потребности и особенности. Кроме того, планируется создание онлайн-курсов ведущих преподавателей университета для студентов других учебных заведений страны. Это курсы по приоритетным направлениям развития ТГТУ где научные достижения университета признаны на международном уровне: нанотехнологии, химические технологии, радиоэлектроника, приборостроение и другие.
Таким образом, цифровизация образования в Тамбовской области давно уже начата и продолжается. Успешный опыт реализации техническим университетом всех перечисленных проектов говорит о том, что для нашего региона цифровизация экономики не является чем-то новым. Более того, наличие сильного университетского IT-образования и научных разработок станет основой для внедрения цифровых технологий в другие сферы экономики региона
Ирина ЮРИНА.
Начальник управления
коммуникационной политики
Тамбовского государственного
технического университета.
Тамбовская жизнь.2017.№100.С.6