Финансист - профессия вне времени
В ТГТУ более 20 лет готовят востребованных специалистов в области экономики
В преддверии 65-летия Тамбовского Государственного технического университета мы встретились с профессором кафедры «Экономика» ТГТУ, доктором экономических наук, профессором Николаем Куликовым и побеседовали о подготовке финансистов с учетом развития цифровой экономики.
— Николай Иванович, вы имеете уникальный практический опыт работы в финансовой сфере, более 20 лет занимаетесь подготовкой специалистов в ТГТУ, ваши статьи в специализированных журналах по вопросам финансов вызывают неподдельный интерес как со стороны российских, так и зарубежных ученых. Хотелось бы услышать ваше экспертное мнение по ключевым вопросам подготовки экономистов для реального сектора нашего региона.
В сентябре этого года Президент РФ Владимир Путин провёл в Великом Новгороде расширенное заседание президиума Государственного совета РФ с повесткой дня «О развитии рынка труда в РФ». Один из важнейших и обсуждаемых вопросов - объективный рейтинг отечественных ВУЗов. К счастью, участники Госсовета пришли к пониманию, что не количество публикации критических статей о России в иностранных журналах определяют рейтинг высших учебных заведений, а такие параметры как востребованность выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.
Более двух десятков лет кафедра «Экономика» при ТГТУ готовит именно таких финансистов и бухгалтеров. К сожалению, не один год слышу, что у нас перепроизводство экономистов и бухгалтеров. Это - расхожий штамп. На самом деле, нет никакого перепроизводства экономистов. Более того, потребность в них год от года нарастает, несмотря на развитие искусственного интеллекта. Робот - без умной программы, в том числе в сфере финансовой деятельности, всего лишь груда металла.
Сегодня финансист - это, прежде всего, аналитик, обладающий стратегическим мышлением. Он управляет финансовыми потоками с целью достижения лучших результатов в сфере реальной экономики, повышения эффективности производства и получения прибыли. А это главный показатель работы бизнеса. Иными словами, новейшие технологии приводят к более высокому уровню деятельности специалистов.
Чтобы пояснить эту мысль, приведу один пример. Благодаря цифровым технологиям финансы, образно выражаясь, пришли почти каждому потребителю под подушку. Не вставая с дивана, сейчас можно заказать —любую услугу, начиная с покупки бытовых вещей в онлайн-магазине и заканчивая расчетом инвестиций в строительство дома.
В этой связи современный финансист обязан не только знать бухгалтерскую программу 1C и составлять традиционные финансовые планы, а прежде всего, предлагать новые идеи, которые выведут предприятие на новый уровень развития.
Сегодня финансист - это, прежде всего, аналитик, ** обладающий стратегическим мышлением. Он управляет финансовыми потоками с целью достижения лучших результатов в сфере реальной экономики, повышения эффективности производства и получения прибыли..
Хочу подчеркнуть, развитие информационных технологий и рынка услуг требует новых специальностей и профессий на рынке финансовых услуг.
Только за последние пять лет появилось около двух десятков новых профессий в этой сфере. Назову лишь некоторые: разработчик персональных пенсионных планов, разработчик автоматизированных сервисов для управления личными финансами, архитектор алгоритмов межмашинных транзакций, оценщик интеллектуальной собственности и другие. Причем, заработная плата у этих специалистов достигает 200 тысяч рублей в месяц.
Сегодня в финансовой системе всё быстро меняется, особенно в цифровых технологиях. Наша страна, в сфере организации онлайн-плате- жей, а также по оказанию государственных услуг одна из лучших в мире. И в этом немалая заслуга финансистов.
Но помимо высоких технологий, финансисты востребованы на промышленных предприятиях, в администрациях городов, округов, в различных фондах, страховых компаниях и так далее.
Поэтому финансист - профессия вне времени, наши специалисты востребованы везде и всегда.
— Поговорим о конкурентоспособности выпускников вашей кафедры. Можно ли привести какой-нибудь показательный пример.
— Не будет преувеличением, если скажу, что мы завоевали большую часть регионального рынка труда по финансистам и бухгалтерам: более 700 выпускников нашей кафедры работают в Сбере, около 400 - в Россельхозбанке, около 50 процентов специалистов ВТБ - также бывшие наши студенты. Талантливые выпускники занимают руководящие должности в различных финансовых и коммерческих структурах, а также в органах государственной власти. Из личных бесед с руководителями крупных компаний и выпускниками мне хорошо известно, что наши специалисты свободно проходят тестирование даже в столичных банках, фондах и финансовых компаниях. Зачастую хватает одного собеседования, чтобы устроиться даже без опыта работы на постоянную работу в солидную компанию. Спрос на наших выпускников гораздо больше, чем мы способны подготовить. За ними стоит очередь из работодателей.
— Николай Иванович, боюсь, что наши читатели скептически отнесутся к вашим словам. Поясните, в чем секрет подготовки специалистов на вашей кафедре?
Подготовка современных специалистов в области финансов требует создания принципиально новой организации учебного процесса. Дело в том, что наши студенты, имеют возможность регулярного общения с потенциальными работодателями, а также специалистами в ведущих банках, на круп— ных предприятиях и даже органах государственной власти. Например, студенты третьего и четвертого курсов недавно побывали в министерстве финансов Тамбовской области, а также на «Пигменте», где ребята с интересом узнали, как организована работа больших финансовых структур. Кроме того, мы регулярно проводим круглые столы, семинары и другие практические занятия по актуальным экономическим и финансовым вопросам.
Но этим наши практические занятия не ограничиваются. Начиная с первого курса, студенты уже проходят полноценную практику на предприятиях, в банках, финансовых учреждениях, фондах и страховых компаниях. В этой связи кафедра заключает с различными предприятиями и организациями договоры о сотрудничестве. Это делается с прицелом на будущее. Часто руководители кадровых служб обращаются с предложением заключить договор о сотрудничестве только с одной целью — чтобы наш студент не только пришёл к ним для прохождения производственной практики, но и остался работать. Если молодой человек хорошо себя зарекомендовал, то, как правило, после окончания вуза он остаётся работать на предприятии, в финансовом учреждении или банке, где проходил практику. Подобный опыт работы вузов встречается крайне редко, поверьте мне. Это один из наших основополагающих подходов в образовательном процессе. Поэтому наши ребята находят работу в промышленных, сельскохозяйственных предприятиях, торговых структурах, банках, страховых компаниях, налоговых органах, финансовых управлениях и отделах региональной и муниципальной исполнительной власти, в финансовых службах частного бизнеса. Часто студенты уже полноценно работают, обучаясь на третьем или четвертом курсах.
Кстати, гарантированное трудоустройство стимулирует к отличной успеваемости. Ребята понимают, что знания - это их прямой заработок. Я всегда говорю, что нет плохих студентов. Главное, мотивация. Бывает, конечно, что душа не лежит к финансам, но это уже другая тема.
Престиж учебного заведения определяется и качеством педагогического состава. Преподаватели кафедры «Экономика» - наши выпускники, прошедшие хорошую практическую школу на производстве, некоторые и сегодня совмещают производственную и преподавательскую деятельности.
Материально-техническая база нашей кафедры соответствует всем требованиям высшей школы. Как было уже сказано, мы активно сотрудничаем с ведущими банками и финансовыми фондами, страховыми компаниями которые заинтересованы в наших специалистах. Поэтому они помогают нам в развитии материально-технической базы. Такое сотрудничество выгодно всем.
— Кто приходит к вам учиться?
Выпускники школ и колледжей. Но с практической точки зрения к нам выгодно приходить после окончания колледжа. Во-первых, мы студенту засчитываем все те специальные дисциплины, которые он уже изучал в колледже. Кстати, от этого зависит и годовая оплата за обучение. Во-вторых, ребята учатся на один год меньше, а после второго зимнего семестра мы помогаем им трудоустроиться. Как правило, они переходят на дистанционное обучение.
Олга КАУФМАН
фото из архива Николая КУЛИКОВА
Тамбовская жизнь.2023.№81.С.4
Скачать