Формула успеха - в командной работе
За достижения в реализации образовательной политики университета, подготовке квалифицированных и востребованных кадров Наталия Вячеславовна Молоткова удостоена премии Ивана Ивановича Дубасова
Инженер-программист и педагог — эти две нужные, важные и интересные профессии прекрасно удалось совместить Наталии Вячеславовне Молотковой, первому проректору ТГТУ доктору педагогических наук, профессору. Под кураторством Наталии Вячеславовны в рамках образовательного процесса в университете сейчас около тысячи педагогов и наставников, свыше девяти тысяч студентов...
КНИГИ, СЕМЕЙНЫЕ ВИКТОРИНЫ И РОДИТЕЛИ — ИНЖЕНЕРЫ
Формула любого успеха, пожалуй, начинается с детства, с интереса ребёнка к миру, к учёбе, к людям. Учиться Наталии Вячеславовне нравилось всегда. С четырёх лет уже бегло читала, чтение полюбила на всю жизнь. Приключенческие романы, фантастические и научно-популярные повести перечитывает по сей день в свободное время; любимых авторов — Уэллса, Брэдбери, Стругацких, Беляева, Ефремова — готова открыть на любой странице. Наталия Вячеславовна росла всесторонне развитой и любознательной: занималась на станции юных натуралистов, увлекалась гимнастикой и лёгкой атлетикой, всегда активно участвовала в общественной жизни школы: октябрята, пионеры, комсомол. Легко давались все школьные предметы, она получала практически одни «пятёрки», но «ботаником» не была.
«Просто мне было самой интересно учиться. За позитивный настрой благодарна семье, маме, которая мотивировала меня на познание окружающего мира, на учёбу. А любовь к книгам мне привил дед. Вообще у нас в семье всегда все любили читать и уважали книгу, у нас была огромная домашняя библиотека. А ещё из семейных традиций — праздники, к моим дням рождения мы готовили и разыгрывали домашние кукольные спектакли, придумывали викторины и конкурсы», — с теплотой вспоминает своё детство Наталия Вячеславовна.
К семейным традициям, пожалуй, можно отнести и профессиональный выбор. Практически все члены семьи были инженерами. Дед участвовал в запуске первого тамбовского троллейбуса! Поэтому и её путь в профессию был предопределён. Хотя в детстве, призналась Наталия Вячеславовна, она, как и многие девочки того времени, хотела быть учительницей, играла в школу и представляла себя взрослой в этой профессии. Но в конце концов выбор пал не на педагогический, а на институт машиностроения.
«В душе всегда считала себя «технарём». Мне очень нравилась математика тем, что в этой науке есть такое понятие, как логика. Недаром говорят, что математика ум в порядок приводит. И очень понравилась новая на тот момент дисциплина «Информатика». Моё глубокое убеждение — на техническое базовое образование можно успешно «нарастить» любую гуманитарную науку, и это даст положительный результат. А самые интересные открытия и разработки всегда рождаются именно на стыке наук»,— говорит Наталия Вячеславовна.
СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ В ЭВОЛЮЦИЮ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Это убеждение потом не раз доказывалось жизнью.
Студенческие годы, 1989—1994, совпали с непростым перестроечным временем, бытовым дефицитом, сменой мировоззрения и технической эволюцией. Началась эра Интернета, компьютеров. Появились первые программисты. В техническом институте большим спросом пользовалось новое направление — системы автоматизированного проектирования (САПР). По-современному — информатика и вычислительная техника. Готовили здесь инженеров-системотехников, программистов. Конкурс был огромный, ребята поступали сильные, отличники. Это направление и выбрала Наталия Вячеславовна, у которой, кстати, отчим был инжене- ром-электронщиком, первый домашний компьютер он собрал сам.
«Девяностые годы — интересный период, тогда активно развивалась компьютерная техника в нашей стране и во всём мире. История развития компьютерной техники совпала с историей нашей учёбы. На первом курсе мы занимались на огромных вычислительных машинах, а заканчивали обучение уже на персональных компьютерах. Моё обучение совпало и с переменами в образовании: учиться начинала в институте, а закончила уже технический университет», — улыбается Наталия Вячеславовна.
Учиться было сложно, но интересно. Студенческая группа подобралась очень сильной и дружной. Наталия Вячеславовна впоследствии и замуж вышла за сокурсника. Общие интересы и взгляды на жизнь помогли построить семью, в которой важно уважение и взаимопонимание.
НА СТЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
...И всё-таки мечты о педагогике сбылись во взрослой жизни. Окончив университет инженером, Наталия Вячеславовна некоторое время поработала программистом, а затем была приглашена на работу в отдел информационных технологий Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. Здесь состоялась встреча с педагогикой, и появились первые научные работы по теории и методике преподавания информатики, теории и методике профессионального образования. Наталия Вячеславовна благодарна своим наставникам и научным руководителям: Надежде Константиновне Солоповой, Наталье Георгиевне Астафьевой, Анне Леонидовне Денисовой. Защита кандидатской диссертации состоялась в 2000 году в диссертационном совете при ТГТУ. Это событие определило дальнейшую профессиональную судьбу. После защиты её пригласили на кафедру технического университета.
Спустя три года — защита докторской диссертации и руководство кафедрой «Технология организации коммерческой деятельности» ТГТУ в 2009 году назначение на должность проректора, затем — первого проректора.
ОТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ДО ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
Именно на стыке фундаментального технического образования и педагогики ей удалось добиться хороших результатов в организации образовательной деятельности вуза, подготовке кадров. Наталия Вячеславовна курирует вопросы, связанные с приёмной комиссией вуза, профориентационной работой, организацией непрерывного профессионального образования, практики и трудоустройства.
«Базовое инженерное образование определило и мои взгляды на организацию рабочего процесса, который должен представлять из себя не разовые мероприятия, а систему. В вузе выстроена системная работа — начиная от профориентации школьников и заканчивая трудоустройством и сопровождением карьеры выпускников. Огромной частью деятельности является взаимодействие со школами, учреждениями дополнительного образования, другими вузами и научными организациями, производством. Мы осуществляем научное кураторство школ, работаем в профильных классах, проводим просветительские мероприятия. Когда школьники становятся нашими студентами, стараемся чтобы они не просто освоили определённый объём знаний, а получили компетенции, которые будут востребованы на современном рынке труда. Большое внимание уделяем развитию лидерских качеств, проектной и командной ра- ' боте. Студенты получают навык презентации себя и своих идей, у них формируется умение довести свою идею до конечного продукта... У нас выстроены системные отношения с предприятиями, студенты там проходят практику, стажируются, знакомятся с реальным производством и потенциальными работодателями. Поэтому ещё до выпуска из университета большинство знает, где будет работать. Кроме того, университет, работая на опережение, передаёт студентам знания о новых технологиях. Сочетание образовательной и научной деятельности также даёт положительные результаты, особенно сейчас, когда стоят задачи по импор- тозамещению, развитию технологического предпринимательства. Хочется надеяться, что наши ребята внесут заметный вклад в научно-технический прогресс, развитие экономики страны. Для этого мы разрабатываем новые образовательные программы, внедряем самые передовые технологии, развиваем науч- но-инновационно-образова- тельное пространство ТГТУ — делаем всё возможное, чтобы наши выпускники были самими лучшими в своей профессии. Команда нашего университета нацелена на это!» — говорит Наталия Вячеславовна Молоткова.
Людмила СОКРУШАЕВА
Тамбовская жизнь.2022.№87.С.6
Скачать