Формула успеха - в командной работе

За достижения в реализации образовательной политики университета, подготовке квалифицированных и востребованных кадров Наталия Вячеславовна Молоткова удостоена премии Ивана Ивановича Дубасова

Инженер-программист и педагог — эти две нужные, важные и интересные профессии прекрасно удалось со­вместить Наталии Вячеславовне Молотковой, первому проректору ТГТУ доктору педагогических наук, профес­сору. Под кураторством Наталии Вячеславовны в рамках образовательного процесса в университете сейчас около тысячи педагогов и наставников, свыше девяти тысяч сту­дентов...

КНИГИ, СЕМЕЙНЫЕ ВИКТОРИНЫ И РОДИТЕЛИ — ИНЖЕНЕРЫ

Формула любого успеха, пожалуй, начинается с дет­ства, с интереса ребёнка к миру, к учёбе, к людям. Учить­ся Наталии Вячеславовне нравилось всегда. С четырёх лет уже бегло читала, чте­ние полюбила на всю жизнь. Приключенческие романы, фантастические и научно-по­пулярные повести перечиты­вает по сей день в свободное время; любимых авторов — Уэллса, Брэдбери, Стругацких, Беляева, Ефремова — готова открыть на любой странице. Наталия Вячеславовна росла всесторонне развитой и лю­бознательной: занималась на станции юных натуралистов, увлекалась гимнастикой и лёгкой атлетикой, всегда ак­тивно участвовала в обще­ственной жизни школы: ок­тябрята, пионеры, комсомол. Легко давались все школь­ные предметы, она получала практически одни «пятёрки», но «ботаником» не была.

«Просто мне было самой интересно учиться. За пози­тивный настрой благодарна семье, маме, которая моти­вировала меня на познание окружающего мира, на учёбу. А любовь к книгам мне при­вил дед. Вообще у нас в семье всегда все любили читать и уважали книгу, у нас была огромная домашняя библио­тека. А ещё из семейных тра­диций — праздники, к моим дням рождения мы готовили и разыгрывали домашние кукольные спектакли, при­думывали викторины и кон­курсы», — с теплотой вспо­минает своё детство Наталия Вячеславовна.

К семейным традициям, пожалуй, можно отнести и профессиональный выбор. Практически все члены семьи были инженерами. Дед уча­ствовал в запуске первого там­бовского троллейбуса! Поэто­му и её путь в профессию был предопределён. Хотя в дет­стве, призналась Наталия Вя­чеславовна, она, как и многие девочки того времени, хотела быть учительницей, играла в школу и представляла себя взрослой в этой профессии. Но в конце концов выбор пал не на педагогический, а на ин­ститут машиностроения.

«В душе всегда считала себя «технарём». Мне очень нравилась математика тем, что в этой науке есть такое понятие, как логика. Недаром говорят, что математика ум в порядок приводит. И очень понравилась новая на тот мо­мент дисциплина «Информа­тика». Моё глубокое убежде­ние — на техническое базовое образование можно успешно «нарастить» любую гумани­тарную науку, и это даст по­ложительный результат. А са­мые интересные открытия и разработки всегда рождаются именно на стыке наук»,— го­ворит Наталия Вячеславовна.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ В ЭВОЛЮЦИЮ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Это убеждение потом не раз доказывалось жизнью.

Студенческие годы, 1989—1994, совпали с не­простым перестроечным временем, бытовым дефици­том, сменой мировоззрения и технической эволюцией. Началась эра Интернета, ком­пьютеров. Появились первые программисты. В техниче­ском институте большим спросом пользовалось но­вое направление — систе­мы автоматизированного проектирования (САПР). По-современному — информатика и вычислительная техника. Готовили здесь инженеров-системотехников, программистов. Конкурс был огромный, ребята поступали сильные, отличники. Это на­правление и выбрала Ната­лия Вячеславовна, у которой, кстати, отчим был инжене- ром-электронщиком, первый домашний компьютер он со­брал сам.

«Девяностые годы — интересный период, тогда активно развивалась ком­пьютерная техника в нашей стране и во всём мире. История развития компьютерной техники совпала с историей нашей учёбы. На первом кур­се мы занимались на огром­ных вычислительных маши­нах, а заканчивали обучение уже на персональных ком­пьютерах. Моё обучение со­впало и с переменами в об­разовании: учиться начинала в институте, а закончила уже технический университет», — улыбается Наталия Вячес­лавовна.

Учиться было сложно, но интересно. Студенческая группа подобралась очень сильной и дружной. Наталия Вячеславовна впоследствии и замуж вышла за сокурсника. Общие интересы и взгляды на жизнь помогли построить семью, в которой важно ува­жение и взаимопонимание.

НА СТЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

...И всё-таки мечты о педа­гогике сбылись во взрослой жизни. Окончив университет инженером, Наталия Вячес­лавовна некоторое время поработала программистом, а затем была приглашена на работу в отдел информаци­онных технологий Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. Здесь состоялась встреча с педагогикой, и появились первые научные работы по теории и методике препода­вания информатики, теории и методике профессионального образования. Наталия Вячес­лавовна благодарна своим наставникам и научным руко­водителям: Надежде Констан­тиновне Солоповой, Наталье Георгиевне Астафьевой, Анне Леонидовне Денисовой. За­щита кандидатской диссерта­ции состоялась в 2000 году в диссертационном совете при ТГТУ. Это событие определи­ло дальнейшую профессио­нальную судьбу. После защи­ты её пригласили на кафедру технического университета.

Спустя три года — защита докторской диссертации и руководство кафедрой «Тех­нология организации ком­мерческой деятельности» ТГТУ в 2009 году назначение на должность проректора, за­тем — первого проректора.

ОТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ДО ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

Именно на стыке фунда­ментального технического образования и педагогики ей удалось добиться хороших результатов в организации образовательной деятельно­сти вуза, подготовке кадров. Наталия Вячеславовна ку­рирует вопросы, связанные с приёмной комиссией вуза, профориентационной ра­ботой, организацией непре­рывного профессионального образования, практики и тру­доустройства.

«Базовое инженерное образование определило и мои взгляды на организацию рабочего процесса, который должен представлять из себя не разовые мероприятия, а систему. В вузе выстроена системная работа — начиная от профориентации школь­ников и заканчивая трудо­устройством и сопровождением карьеры выпускников. Огромной частью деятельно­сти является взаимодействие со школами, учреждениями дополнительного образова­ния, другими вузами и науч­ными организациями, произ­водством. Мы осуществляем научное кураторство школ, работаем в профильных классах, проводим просвети­тельские мероприятия. Когда школьники становятся на­шими студентами, стараемся чтобы они не просто освоили определённый объём знаний, а получили компетенции, ко­торые будут востребованы на современном рынке труда. Большое внимание уделяем развитию лидерских качеств, проектной и командной ра- ' боте. Студенты получают на­вык презентации себя и сво­их идей, у них формируется умение довести свою идею до конечного продукта... У нас выстроены системные отношения с предприятия­ми, студенты там проходят практику, стажируются, зна­комятся с реальным произ­водством и потенциальными работодателями. Поэтому ещё до выпуска из универси­тета большинство знает, где будет работать. Кроме того, университет, работая на опе­режение, передаёт студентам знания о новых технологиях. Сочетание образовательной и научной деятельности так­же даёт положительные ре­зультаты, особенно сейчас, когда стоят задачи по импор- тозамещению, развитию тех­нологического предпринима­тельства. Хочется надеяться, что наши ребята внесут за­метный вклад в научно-тех­нический прогресс, развитие экономики страны. Для этого мы разрабатываем новые об­разовательные программы, внедряем самые передовые технологии, развиваем науч- но-инновационно-образова- тельное пространство ТГТУ — делаем всё возможное, что­бы наши выпускники были самими лучшими в своей про­фессии. Команда нашего уни­верситета нацелена на это!» — говорит Наталия Вячесла­вовна Молоткова.

Людмила СОКРУШАЕВА
Тамбовская жизнь.2022.№87.С.6
Скачать