Генная педагогика

Как зарождалась одна из самых известных научных династий Тамбова

Владимир Путин и ректор ТГТУ Сергей МищенкоОбщий педагогический стаж династии Мищенко давно перева­лил за 150 лет. Впрочем, если бы не совет основательницы дина­стии, известного в Тамбове педа­гога Елены Сергеевны Ермако­вой, эта история могла бы сло­житься совершенно иначе. Но порой не человек выбирает про­фессию, а наоборот: гены берут свое.

Как посмотреть на высшее образование другими глазами, узнал наш корреспондент.

УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ

Доктор технических наук, профес­сор, заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный работник высшего образования, лауреат Премии правительства в области образования, кавалер ордена Почета, бывший ректор ТГТУ Сер­гей Владимирович Мищенко, предвосхищая вопрос, говорит: педагогику он не выбирал. Да и науку, собственно, тоже. Выбор сделали за него, но об этом про­фессор, к слову, ни разу не пожа­лел.

Пожалуй, единственным чело­веком, кто выбрал педагогику осознанно, была бабушка Елена Сергеевна Ермакова, она же родоначальница династии, учи­тель физики и математики по про­фессии и по призванию. Однажды она сказала внуку, что единствен­ная возможность стать человеком - хорошо учиться и сделать карь­еру через образование. Этот совет Сергей Владимирович запомнил на всю жизнь. Более того, спустя годы он передаст его сначала дочке, а затем и внучке.

- Бабушка считала, что интере­соваться техникой - это похваль­но. Но недостаточно. Поэтому настояла о переводе в школу №12 с углубленным изучением англий­ского языка. Окончил я ее, к слову, с золотой медалью, но скажу честно, решение о смене школы принял тяжело. Экзамены в Тамбовский институт химиче­ского машиностроения сдал на отлично и был зачислен на факультет автоматизации хими­ческих производств. Учился хоро­шо, без единой четверки, был Ленинским стипендиатом. Уже на старших курсах, следуя совету бабушки, занялся наукой. И здесь снова решение принимают за меня. Первый ректор университе­та Валентин Викторович Власов выбрал меня в качестве аспиран­та. Так что после окончания уни­верситета у меня уже не было вариантов заняться чем-либо еще, кроме науки.

А дальше - аспирантура Мос­ковского института химического машиностроения и возвращение в родной Тамбов. Но снова вме­шивается случай. На кафедре автоматизации химических про­изводств не хватает мест, и моло­дого ученого распределяют на только что созданную кафедру автоматизации сельскохозяй­ственных производств. При види­мой схожести технологии все же разнятся. Поэтому Сергею Мищенко приходится вновь садиться за учебники.

- В моей трудовой книжке есть только одна запись: студент ТИХМа, - шутит Сергей Владими­рович. - Все остальное - иерар­хия.

Сергей Владимирович Мищенко, ассистент кафедры автоматизации сельскохозяйсвтенного производства ТИХМа

Он начинал ассистентом кафедры, был старшим препода­вателем, затем доцентом, заве­дующим кафедрой, позже - проректором по учебной работе, был избран ректором. Правда, своей карьерой пришлось пожертвовать супруге Сергея Владимировича. И все из-за той же «семейственно­сти», которая когда-то привела Мищенко в науку и педагогику.

- Это сегодня к педагогиче­ским династиям относятся спо­койно. В советское время к этому явлению относились иначе. Когда появилось мнение о том, чтобы назначить Мищенко ректором ТИХМа, партия вынесла вердикт. Так и сказали: «Сергей Владими­рович развел семейственность». Дело в том, что моя супруга, инженер-механик по образова­нию, работала в вычислительном центре при институте. Когда меня избрали ректором, супруге при­шлось сменить место работы. Она перешла в автотранспортный тех­никум имени Солнцева, посвятив педагогике четверть века. Но это не все. Более двадцати лет жизни системе образования отдала моя старшая сестра, Наталья Влади­мировна, проработав сначала в ТИХМе, затем на физико-матема­тическом факультете Державин­ского университета. Сейчас в системе высшей школы работает моя дочь с высшим педагогиче­ским образованием, Елена Серге­евна. В педагогике пробует себя и внучка Настя.

А виноват во всем, считает Сергей Мищенко, особый ген. Причем весьма «заразный». Как иначе объяснить, что при низко­оплачиваемой работе дети педа­гогов и учителей идут по пути родителей?

- Династии наших преподава­телей - по большей части научные, так как в нашем вузе есть этот «заразный» ген, который не позволяет оставить науку и педагогику, - говорит Сергей Вла­димирович. - В нашем универси­тете работают целыми династия­ми. И я не вижу в этом ничего дур­ного. Речь идет всего лишь о педагогической и научной сфере, а не о какой-либо финансовой деятельности. В династиях нет коррупционного фактора. Люди выбирают эту профессию, пони­мая, что будут бессребрениками,

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Еще несколько лет назад в Там­бовском государственном техни­ческом университете задумались о том, что высшее образование - это история про «завтрашний день».

Что такое система высшего образования? Это сфера опере­жающего развития. Она должна разрабатывать технологии, которых еще нет в производстве. А для этого нужно обязательно раз­вивать науку, то есть говорить о технологиях будущего. Однако ни одно высшее учебное заведение не может существовать, не имея подспорья в науке в виде молодых кадров. При этом важно, чтобы молодежь имела педагогические наклонности. Поэтому на протя­жении многих лет, формируя кад­ровый потенциал университета, мы уделяем большое внимание всесторонней подготовке сотруд­ников. Еще несколько лет назад мы стали формировать в универ­ситете отдельные группы из молодежи, стремящейся к науке. Студентам давали дополнитель­ные знания по инженерной педа­гогике, иностранному языку, эко­номике, пиару и так далее. При­чем такой подход мы внедрили одними из первых, когда еще не было соответствующих приказов Министерства науки.

О проблеме оттока молодых кадров из региона в университете заговорили еще в середине вось­мидесятых годов прошлого века. Стали думать, как ситуацию исправлять. Как и подобает выс­шей школе, решили действовать на перспективу. Стали открывать новые специальности, причем не только технического профиля.

- Я понимал, что наш институт предоставляет очень узкий выбор направлений. Тогда не было ни сельскохозяйственных, ни строи­тельных, ни радиотехнических, ни информационных направлений подготовки. Мы стали работать в этом направлении. Мы понимали, - что наука должна быть опережаю­щей. Наши ученые участвовали в космических программах, в част­ности, велись разработки покры­тия для космического корабля «Буран». Институт стал базовым вузом для Министерства образо­вания и науки в области !Т-техно- логий. Я отстоял в Московском государственном университете имени Ломоносова открытие новых специальностей - юриспру­денция в IT-сфере и криминали­стика. Еще тогда мы прогнозиро­вали, что самые массовые нару­шения будут связаны именно с IT- сферой. Й время подтвердило наши опасения. Сегодня жертва­ми мошенников становятся мил­лионы человек. Ущерб исчисляет­ся миллиардами. К сожалению, в 90-х годах началась ломка не только промышленности, но и сельского хозяйства. Специали­стам, которых мы готовили, в том числе, на перспективу, стало попросту негде работать. Рухнула система подготовки профессио­нально-технических училищ. Сей­час самое сложное - найти в Там­бове сварщика, токаря, слесаря...

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

Перелом в экономике бьет и по системе образования. Правда, для ТИХМа «лихие» времена при­носят перемены. В 1993 году институт первым в регионе полу­чает статус университета, пре­вращая Тамбов в университет­ский город. А вместе с ним появляются и новые возможно­сти, в это время на базе вуза открываются целые научные школы.

С середины девяностых ТГТУ начинает делать ставку на экс­порт образовательных услуг. Устанавливается научный обмен с университетами США, Германии, Англии, Италии, Китая, Испании, Португалии, Вьетнама и других стран. Международное сотрудни­чество становится одной из глав­ных миссий вуза. Сергея Влади­мировича избирают почет­ным профессором Московского института химического машино­строения и химико-технологиче­ского университета Циндао (Китайская Народная Республи­ка), затем он получает статус европейского преподавателя инженерного вуза (Австрия, Кла- генфуртский университет).

В 2012 году ТГТУ входит в число ста лучших вузов России, а Сергей Мищенко в очередной раз получает почетный знак «Ректор года». Вслед за успехами прихо­дят и трудности. Университету приходится отстаивать право на независимость. Слияния с ТГУ имени Державина удается избе­жать. Сергею Мищенко предла­гают уйти с поста ректора, оста­вив его в родном вузе, которому он посвятил полвека жизни. Позже «за сохранение и развитие высшего технического образова­ния на Тамбовской земле», как было сказано губернатором, Сер­гей Мищенко становится Почет­ным гражданином Тамбовской области.

- Звания и регалии - это хоро­шо. Но знаете, что для меня самое приятное? Мои учителя, сотруд­ники и выпускники при виде меня не опускают глаза и не отворачи­ваются. Для меня это высшее признание. В такие моменты при­ходит чувство, что в сущности ты был неплохим человеком.

Сегодня ситуация в образова­нии, считает почетный ректор ТГТУ, меняет вектор. Правда, пока перемены навеяны тенденциями «сверху». Страна остро нуждается в «технарях»: инженерах, архитекторах, строителях и др. Но подго­товить технические кадры невоз­можно без содружества со школа­ми, выпускники которых еще не до конца «подстроились» под новую реальность.

- Отличительная черта совре­менной молодежи - желание быстрого результата при мини­мальных затратах, - говорит Сер­гей Владимирович.

Елена Сергеевна Ермакова, завуч школы №7Елена Мищенко, проректор по международной деяетельности ТГТУ, профессорАнастасия Татаринцева, основатель и руководитель сектора помощи животным волонтерского центра ТГТУ

В образовании такое едва воз­можно. И все же профессор Мищенко, каждый раз встречаясь с молодежью, дает совет: первым делом получить технологическое образование, а уже следом гумани­тарное - благо вузы сегодня предо­ставляют такую возможность.

ДВЕ ЕЛЕНЫ

Проректор по международной деятельности ТГТУ, профессор Елена Мищенко к совету отца поначалу не прислушалась. Нена­долго лирик одержал победу над физиком. Но судьба, как извест­но, дама капризная...

Ее назвали в честь знаменитой прабабушки. Так в семье появи­лась вторая Елена Сергеевна, правда, в отличие от основатель­ницы династии, Елену-младшую тянуло в медицину. Но реализо­вать мечту было не так-то просто.

- Ни в Тамбове, ни в области не было мединститута, а в другой город меня не отпустили родите­ли. Так что мой выбор пал на педагогику. Англо-немецкое направление Тамбовского педин­ститута. Учиться мне нравилось, но примерно курсе на третьем я поняла, что знание иностранных языков - это дополнение в жизни. Должна быть профессия. Конеч­но, я могла заниматься педагоги­ческой деятельностью, но мне хотелось чего-то другого. Я поступила на экономический факультет ТГТУ, получив профес­сию инженера-экономиста. Так что в какой-то степени я соединила в себе и лирика, и физика.

А ведь все могло сложиться иначе. И жизнь Елены Мищенко потекла бы по иному руслу, и окна выходили бы не на колокольню Казанского монастыря, а на зна­менитую Санта-Барбару...

- Думаю, не стоит пояснять, чем в девяностых для нас была Америка, - говорит Елена Мищен­ко. - А когда мы выиграли первые гранты на обучение за рубежом, сколько было счастья. Мы тогда работали в Калифорнии в летнем лагере, где отдыхали дети очень обеспеченных родителей. Было непросто, но мне нравилось зани­маться с ребятами. Весь срок я проработала в одной и той же группе, хотя должны были сме­нить. Но мы так сдружились с детьми, что родители попросили руководство лагеря оставить меня. После окончания смены мне сразу предложили зеленую карту и работу. Часто думаю о том, как сложилась бы моя жизнь, если бы я согласилась и осталась в Аме­рике. Смогла бы я с моим духом патриотизма прожить там? Это не громкие слова. Я действительно люблю свою Родину. Хорошо помню ту прожигающую гордость, которую мы испытывали, когда носили значок октябренка, когда повязывали галстук... Кто-то счи­тает это пафосом литературы тех лет, но я все эти чувства испытала на себе. Я не застегивала куртку по пути в школу, хотела, чтобы все видели, что я теперь пионер. Сей­час это звучит наивно, но тогда мы действительно гордились зва­нием пионера. И вот появляется возможность остаться в Америке, я тогда очень загорелась Санта- Барбарой, к тому же мы успели посмотреть сериал. Но один зво­нок от мамы перевернул все. И я вернулась домой...

Потом было обучение в Герма­нии, и вновь предложение остать­ся. И снова последовал отказ. Однако именно за границей рождается международный проект, объединивший физиков и лири­ков. Речь идет о создании инжи­ниринговых центров и развитии инженерной педагогики.

- Такого направления, как инженерная педагогика, по сути, не было в технических вузах, - отмечает Елена Мищенко. - Мне очень повезло, жизнь подарила мне встречу с замечательным человеком, учителем с большой буквы Адольфом Мелецинеком. Чех по происхождению, он пре­красно говорил на русском и был хорошо знаком с нашей культу­рой. Об инженерной педагогике Адольф заговорил еще в 50-х годах прошлого века. Тогда он отметил, что в мире множество замечательных технарей, которые несут в себе глубокие знания в области технологий и инженерии, но они не обучены методике пре­подавания. Так зародилась инже­нерная педагогика. Дело его под­хватили технари со всего мира. На базе нашего университета соз­дана школа инженерной педаго­гики, в содружестве с универси­тетами России и различными ассоциациями она работает над совместными проектами в этой области.

МЕЖДУ НАРОДАМИ

В сферу международного сотруд­ничества Елена Мищенко пришла в 2010 году, через год защитила докторскую диссертацию. Работу Елена Сергеевна посвятила, пожалуй, самой обсуждаемой теме последнего десятилетия - качеству образовательных услуг, в том числе в контексте междуна­родных отношений.

Профессор отмечает: несмот­ря на активное внедрение Болон­ской системы, уровень россий­ского образования остается одним из самых высоких в мире.

- Это подтверждает качество подготовки наших преподавателей и студентов, которые обучаются за рубежом во время академического обмена. Заинте­ресованность в российском обра­зовании ежегодно демонстри­руют иностранные студенты. Без­условно, они приезжают к нам с разным уровнем подготовки и мотивации. Но наша задача - заинтересовать их, привлечь не только к учебной, но и обществен­ной жизни, - отмечает Елена Мищенко.

Сегодня в ТГТУ учатся студен­ты более чем из 50 стран мира. Здесь они учат русский язык, зна­комятся с традициями и культу­рой. А еще учатся дружить наро­дами, в самом человеческом смысле этого слова...

- Жизнь знакомила меня с потрясающими людьми. И я всегда старалась сохранять международ­ные контакты. Рада, что за послед­ние годы мне удалось сохранить дружеские и рабочие взаимоотно­шения с иностранными коллегами. В этом контексте мне очень понра­вилась фраза нашего Президента Владимира Путина, что у нас есть недружественные люди, но не страны. И это правда. В первые дни специальной военной опера­ции было сложно, меня заваливали разной информацией. Но были и те, кто открыто поддерживал пози­цию нашей страны. Сегодня благо­даря мягкой силе все вернулось на круги своя. Вместе с коллегами мы ждем, когда откроются границы, на мой взгляд, образование и наука должны быть выше политики.

Это доказывают и на практике. ТГТУ стал одним из первых вузов в стране, кто принял участие в шествии Бессмертного полка за границей. А разнообразные меж­дународные мероприятия под эги­дой вуза ежегодно объединяют сотни людей из разных стран.

ОСТАВАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ

Студентка факультета архитектуры, строи­тельства и транспорта Анастасия Татарин­цева - продолжатель династии. Правда, с оговоркой. Педагогом по профессии она не стала, но сеять разумное, доброе и веч­ное все же приходится...

Настя - основатель и руководитель сек­тора помощи животным волонтерского центра Тамбовского государственного технического университета.

- Наше движение называется СПХН, что расшифровывается как «Служба помощи хвостатому населению». Мы занимаемся организацией и проведением различных проектов, направленных на помощь животным: поездки в приюты, информа­ционная поддержка их деятельности. В том числе оказываем помощь приютам ДНР, ЛНР и Херсонской области. Прово­дим уроки, только не обычные, а уроки доброты. В рамках партийного проекта «Единой России» «Защита животного мира» приезжаем в детские сады, школы и колледжи, где рассказываем о том, как нужно обращаться с хвостатым населени­ем.

Любовь к братьям меньшим посеяла мама, Елена Мищенко, вместе с дочерью они помогают бездомным животным нахо­дить кров, привозят еду и организуют мед­помощь тем, кому она так необходима. Поэтому и сверстникам Настя говорит не общие слова, а призывает к конкретным делам.

Впрочем, не только. Еще со школьной скамьи девушка подрабатывала в летних лагерях вожатой, занималась репети­торством и помогала друзьям в учебе. А когда настало время выбирать профес­сию, воспользовалась советом дедушки.

- Я считаю, что у каждого человека свой -жизненный путь, свои цели и мечты, - говорит Анастасия Татаринцева. - По моему мнению, каждый член семьи дол­жен заниматься тем, что ему по душе. Каждый человек ответственен за свои поступки и действия в рамках своей жизни, а также его близких, поэтому нужно строить карьеру и радоваться каждому прожитому дню вместе с родными, при этом оставаясь самим собой. К сожале­нию, в юном возрасте тяжело сразу выбрать верный жизненный курс и про­фессию, которой будешь жить. Ведь самое главное - любить то, что ты дела­ешь. Нельзя разрушать душу не своей про­фессией. Конечно, у меня было и есть желание стать педагогом, но я понимаю, какой это колоссальный труд, который, к сожалению, в наши дни не считается дей­ствительно ценным. Я верю, что в буду­щем профессия учителя и педагога будет одной из самых востребованных и оценен­ных профессий, ведь именно учитель может подарить миру новую звездочку, которая сделает его лучше.

Анна МИЩЕРСКАЯ
фото из личного архива симьи Мищенко

Наш город Тамбов.2023.№94.С.8-9
Скачать