Я б в рабочие пошёл — пусть меня научат!
Предприятия области держат курс на профориентацию
Казалось бы, такая ясная фраза поэта в её поэтической лаконичности о цели выбора своего трудового пути. Но в жизни происходит всё сложнее. И далеко не все сегодня разделяют оптимизм поэта. А проза жизни заставляет предприятия искать новые пути к сердцам будущих рабочих и инженеров, от которых в самом прямом смысле зависит судьба предприятий нашей Тамбовщины. Каждый трудовой коллектив ищет свои пути, но если проследить и сравнить, то легко заметить общие тенденции, ориентируясь на которые, складывается успех в таком непростом деле, как профориентация молодёжи.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Эта крылатая фраза известна давно, но проблема квалифицированных кадров по-прежнему остаётся актуальной. И время её только усложняет, потому что требования к кадрам становятся всё более высокими. И одной из важнейших акций в плане воспитания заинтересованности у молодёжи к производственной отрасли стала «Неделя без турникетов», что прошла на основных промышленных предприятиях региона. В эти дни проходные заводов были открыты для школьников и студентов колледжей и вузов. Сотни молодых людей смогли впервые увидеть цеха, где создаётся индустриальная мощь региона, а значит, и всей страны. И хотя этот шаг трудно переоценить, но одной неделей, даже столь насыщенной, профориентационное воспитание отнюдь не заканчивается, а проблемы эти требуют по- настоящему комплексного решения. И, как показала практика, на разных предприятиях проблема дефицита кадров имеет схожие причины, а значит, и схожие пути решения. По крайней мере, так считают, например, на одном из старейших и самых крупных предприятий области — Мичуринском локомотиворемонтном заводе «Милорем».
И здесь кадровую политику, осуществляемую на предприятии, действительно невозможно переоценить. Особенно в наши дни, когда перед молодёжью имеется широкий выбор различных специальностей, а престиж рабочих профессий у нас пока ещё, к сожалению, не на высоте.
«В первую очередь сейчас требуются как раз квалифицированные рабочие — слесари различных направлений, монтажники электрооборудования, токари, фрезеровщики и другие рабочие специальности. Да, работа здесь непростая, она требует и умения, и терпения. А главное — желания обучаться выбранной профессии. К сожалению, нынешняя система профтехобразования пока недостаточна для подготовки необходимых заводу кадров. Поэтому основной процесс обучения проходит непосредственно в цехах. То есть, у нас развита система наставничества, но никакой, даже самый лучший наставник не сделает из новичка квалифицированного специалиста, если у того не будет желания и стремления добиться успеха», — считает начальник отдела кадров Людмила Короткова.
Конечно, любой желающий связать свою судьбу с заводом в первую очередь обратит внимание на условия труда и свою зарплату. И судя по статистике, казалось бы, на «Милореме» есть чем привлечь молодые кадры. Средняя зарплата на предприятии составляет около 39 тысяч рублей в месяц, что для такого города, как Мичуринск, совсем неплохо. Это не говоря уже о том, что на предприятии создаются и социальные условия для сотрудников, начиная с заботы о здоровье и заканчивая отдыхом детей в оздоровительном лагере, который активно действует летом.
«Немалую роль играет и финансовое стимулирование, меры которого используются на предприятии, благодаря усилиям его руководства. Например, это стимулирующая добавка в виде 15 процентов от заработка, которую сейчас получают вновь поступившие на работу. Действует такая надбавка в течение нескольких лет, обеспечивая приличную материальную поддержку, пока сотрудник профессионально растёт, добиваясь повышения своей квалификации, а значит, и заработка в целом.Это не говоря уже о регулярной индексации зарплат, близкой к реальному уровню инфляции», — рассказала начальник отдела труда и зарплаты Тамара Татарская.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Известную пословицу о том, что рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше, опровергнуть невозможно, а значит, всё познаётся в сравнении. И потому не секрет, что выпускники вузов, даже проходившие производственную практику на предприятиях области, далеко не всегда остаются на своей малой родине. И тут есть две основные причины. Первая — умозрительная, но о которой говорят практически все специалисты по кадрам. Нынешнее поколение молодёжи, условно именуемое «поколением Z», стремится к быстрому успеху, надеясь получить всё сразу — и хорошую должность, и высокую зарплату, а на долгое и упорное движение по карьерной лестнице терпения у неё не хватает. Вторая причина — уже не столько психологическая, сколько прагматическая — крупные города и в первую очередь недалёкая Москва, буквально высасывают квалифицированные кадры из нашего не самого богатого региона. По крайней мере, в том же Мичуринске выпускники инженерного факультета Мичуринского аграрного университета часто предпочитают «Милорему» предприятия Москвы, ну или, в крайнем случае, областного центра.
Однако и в Тамбове молодому специалисту в первую очередь хочется увидеть перспективу в реализации своих возможностей. И это хорошо понимают на ведущем химическом предприятии региона АО «Пигмент». Здесь активно идёт сотрудничество не только с Тамбовским государственным техническим университетом, но и со школами города. То есть заинтересованность у ребят стараются воспитывать с дальней перспективой — с самого детства. И потому неслучайно на «Пигменте» разработана и действует программа «Школа-вуз-предприятие», в рамках которой на средства «Пигмента» в школах организуются химические классы с самым современным оборудованием для учебных опытов и даже научных экспериментов. Естественно, процент ребят, увлечённых химией, в таких школах растёт, а, поступая в вуз, они уже в процессе учёбы имеют постоянную связь с предприятием, на котором проходят производственную практику. Ну а выпускникам вуза, уже принятым на работу, активно помогает Совет молодых специалистов.
«Наш совет был создан на предприятии более шести лет назад и в его работе существует несколько направлений от производственного и психологического до культурного и спортивного. То есть, мы стараемся обеспечить не просто самые комфортные условия для работы и адаптации молодых специалистов, но и помочь им влиться в общественные и культурные дела коллектива, который должен стать для них второй семьёй. Это не говоря уже о том, что они могут обратиться в совет по самым разным вопросам. И мы находим в этом полное взаимопонимание с руководством предприятия», — поделилась председатель Совета молодых специалистов АО «Пигмент» Маргарита Тариелашвили.
Прекрасным подспорьем в профориентационной работе является оснащённый по последнему слову техники Информационно-выставочный центр, где регулярно проходят экскурсии для школьников и не только. А в ходе акции «Неделя без турникетов» АО «Пигмент» посетило более сотни человек.
На тамбовском заводе «Комсомолец» в этой акции приняли участие более 150 школьников и студентов, и эти посещения продолжились и после официального завершения «Недели без турникетов». Более того, у «Комсомольца» сложились настолько крепкие отношения с коллективом ТГТХ что лекции преподавателей не ограничиваются университетскими аудиториями, а продолжаются прямо на производственных участках. Инициатором является один из таких увлечённых преподавателей заведующий кафедрой химии и химических технологий Артём Рухов. Ну а продукция цеха нанотехнологий, созданного совместно с ТГТУ, хорошо известна не только в России, но и за рубежами нашей страны, включая такую высокотехнологичную страну, как Япония, не раз закупавшую на «Комсомольце» реакторы для производства углеродистых нанотрубок.
Из всего этого можно сделать главный вывод. Профориентация, а значит, и решение проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, зависит в первую очередь от желания руководства предприятия обеспечить себе перспективное будущее, которое, конечно, требует определённых затрат, и материальных, и в первую очередь затрат времени. Но время в данном случае точно работает на нас.
Виталий ПОЛОЗОВ
Тамбовская жизнь.2022.№101.С.5
Скачать