Выбираем профессии будущего

По каким направлениям будет развиваться высшее образование?

Президент России Владимир Путин объявил 2022-2031 годы десятилети­ем науки и технологий. О том, какие перспективы это открывает для отече­ственной науки и образо­вания, о достижениях и планах Тамбовского госу­дарственного техническо­го университета мы по­говорили с ректором ТГТУ Михаилом Краснянским.

ПОДДЕРЖАТЬ ТАЛАНТЫ

- Михаил Николаевич, рас­скажите, как, на ваш взгляд, повлияет объявление Десяти­летия науки и технологий на развитие российских вузов?

- Это решение, принятое Президентом, подтверждает, что наука и образование - при­оритетные сферы для страны. И в сегодняшней непростой экономической и политической обстановке их значение много­кратно возросло. Поэтому госу­дарственная поддержка будет направлена в вузы, научные ор­ганизации, на инновационные производства. Очевидно, что одна из первоочередных задач - импортозамещение многих за­рубежных технологий и товаров, создание собственных уникаль­ных продуктов. Для этого будут реализованы различные меры господдержки. Эти меры и сей­час достаточно масштабны, но в ближайшее десятилетие получат ещё большее развитие.

- О каких именно мерах поддержки идёт речь? Каса­ются ли они молодых учёных?

Речь о самых разных на­правлениях. Это система гран­тов для вузов, предприятий, научных организаций. Безус­ловно, поддержка молодёжи в науке - одно из важнейших на­правлений. В ТГТУ выстроена система выявления и поддерж­ки талантливой молодёжи, ко­торая эффективно реализуется совместно с администрацией области и Министерством на­уки и высшего образования. Это система проектного обучения «Проектная среда ТГТУ», Школа технологического предприни­мательства, программа «Стар­тап как диплом», именные сти­пендии, гранты на реализацию инновационных проектов, сти­пендии для зарубежных стажи­ровок, акселерационные про­граммы. Появляется всё больше программ и конкурсов, в кото­рых могут участвовать молодые учёные и получить финансиро­вание на развитие научных про­ектов. Например, 5 июля стали известны результаты конкурса «Студенческий стартап» феде­рального проекта «Платформа университетского технологиче­ского предпринимательства». В числе победителей - два представителя ТГТУ, которые получат по 1 млн рублей на раз­витие своих бизнес-проектов. Один из них посвящён созда­нию коллаборативного робота (кобота), а другой - разработке полимерминерального компо­зиционного материала. Среди студентов и аспирантов ТГТУ большое количество облада­телей стипендий Президента и Правительства, городских и областных именных стипендий.

ОРИЕНТИР - НА ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ

- Увеличение бюджетных мест на определённые направления подготовки - это также мера поддержки в рам­ках Десятилетия науки и тех­нологий?

- Безусловно. От того, на каких направлениях подготов­ки будут учиться сегодняшние школьники, во многом зависит развитие отечественной науки и производства. Сегодня в чис­ле приоритетных направлений - информационные техноло­гии, искусственный интеллект, большие данные, робототех­ника, кибербезопасность. На следующий 2023/2024 учебный год в ТГТУ в 1,5 раза увеличено число бюджетных мест на эти направления подготовки. Ещё одно приоритетное направле­ние - инженерно-технические специальности, среди которых цифровое машиностроение, радиоэлектроника и связь, био­технологии, химические и био­технологии, нефтегазовое де­ло. Важная сфера - энергетика, актуальность развития которой мы видим в текущей геополити­ческой обстановке. Кроме то­го, мы наблюдаем тенденцию существенного увеличения количества бюджетных мест в аспирантуре. В ТГТУ на 2023 год в аспирантуру выделено в два раза больше бюджетных мест - это направления, связанные с высокотехнологичными от­раслями, приоритетными для экономики страны.

- При таком разнообразии направлений подготовки и вузов абитуриенту сложно сделать выбор. Михаил Ни­колаевич, расскажите, какие преимущества у ТГТУ? Как вам удаётся быть конкурентоспо­собными в этих условиях?

- Наш университет изначаль­но создавался как база подго­товки кадров для крупнейших предприятий региона. ТГТУ был и остаётся ориентированным на потребности региональной эко­номики. Образовательные про­граммы, научные исследования - всё это реализуется в тесном сотрудничестве с предприяти­ями и с администрацией нашей области. При этом мы считаем важным обмен опытом с вузами других регионов России и дру­гих стран. Поэтому реализуем программы академических об­менов, проводим всероссий­ские научные конференции и форумы. Ещё один важный момент - поддержка молодёж­ных инициатив, привлечение студентов, аспирантов, моло­дых учёных и преподавателей ко всем сферам деятельности нашего университета, обеспе­чение преемственности поколе­ний. Такая стратегия развития вуза эффективна. Об этом го­ворят многочисленные победы, достижения наших студентов и сотрудников, инновационные разработки наших учёных.

2021-2031 ГОДЫ - ДЕСЯТИЛЕТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ.

ТГТУ ежегодно входит в сот­ню лучших вузов России по вер­сии различных национальных и международных рейтингов. Так, совсем недавно был опублико­ван XIII национальный рейтинг вузов исследовательской груп­пы «Интерфакс». ТГТУ занял в нём 65-е место из 358 и стал единственным вузом региона, вошедшим в сотню лучших. Ре­зультаты Национального рей­тинга вузов - закономерный итог работы команды нашего университета. Сегодняшний результат для нас - стимул к дальнейшему развитию, а для абитуриентов, которые сейчас выбирают вуз, куда поступать, это дополнительный аргумент в пользу ТГТУ.

СОХРАНИТЬ ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

- Многих абитуриентов волнует вопрос дальнейше­го развития российского об­разования, ведь речь идёт об отказе от Болонской систе­мы. Каковы пути развития вашего вуза?

- Нужно понимать, что вер­нуться к советской системе образования мы не можем, по­тому что мир изменился. Но в то же время текущая ситуация требует принятия решений на государственном уровне. На данном этапе идёт обсуждение процесса ухода от Болонской системы. Многие люди на протя­жении своей жизни многократно меняют свою специальность. И различные уровни образования - бакалавриат, магистратура, аспирантура - дают возмож­ность выстраивать и корректи­ровать свою образовательную траекторию. Эти возможности в российском образовании должны быть предусмотрены. Сегодня обсуждается выделе­ние ряда групп специальностей и направлений по подготовке в рамках специалитета, это наи­более правильно с точки зрения в первую очередь инженерного образования, обсуждается со­хранение системы магистратуры и бакалавриата для ряда других направлений. Но я уверен, что перед принятием решения на государственном уровне будет серьёзный процесс обсужде­ния с привлечением различных экспертов, общественности на образовательных площадках, в научных учреждениях.

Сегодняшних абитуриентов и студентов эти изменения по­ка не затрагивают. Они посту­пают и учатся на тех условиях, которые ранее были определе­ны. Несмотря на участие в Бо­лонской системе, многие вузы России, и в частности ТГТУ, всегда сохраняли лучшие тра­диции отечественной системы образования: ее многоуровне­вую структуру, тесную связь с предприятиями. По ряду обра­зовательных программ остался специалитет, не было перехода на бакалавриат и магистратуру. В новых условиях тенденция со­хранения лучших практик рос­сийского образования будет продолжена.

Ирина СОРОКИНА
АИФ Тамбов.2022.№28.С.11
Скачать