Ноосферные люди

Последователи Владимира Вернадского представили свои исследования в естественнонаучной сфере

Человечество всегда искало раз­гадку жизни, её смысл и высшее предназначение. Но только в XX веке началась выработка новой системы взаимоотношения человека и при­роды. Переход к новому научному мировоззрению связан с именем В. И. Вернадского. Гениальный учё­ный, естествоиспытатель и мысли­тель заложил фундамент естествен­нонаучного понимания деятельности человека, создал основу исследова­ния системы «человек — общество — природа».

Идеи В. И. Вернадского сегодня по-прежнему актуальны, и количество их последователей постоянно растёт. Это в очередной раз доказали XVI областные юношеские чтения имени великого учёно­го. Задачей чтений, организуемых управ­лением образования и науки области, областным институтом повышения квали­фикации работников образования, центром развития творчества детей и юношества и поддерживаемых ТТУ им. Г. Р. Державина, ТГТУ и МичГАУ, является продвижение различных молодёжных проектов, в том числе научных и экологических.

В чтениях приняли участие школьники, студенты, молодые учёные и педагоги. Они представляли результаты своих разработок в области биологии, геологии, геохимии, минералогии и экологии.

В ходе работы «школьной» секции прозвучало тринадцать докладов. Чтобы отобрать их, жюри пришлось немало потру­диться, ведь было представлено более ста исследовании. По итогам чтении лучшей в секции школьников была признана работа М. Балашовой из школы №2 Мичуринска (руководитель — учитель химии О. Ушако­ва). М. Балашова уже четыре года изучает проблему заболачивания озёр Тамбов­ской области, исследуя в качестве модели пойменное озеро Лесной Воронеж. Этот водоём находится вблизи оздоровительно­го лагеря, и одной из задач исследования является восстановление рекреационной способности озера. Учащиеся школы, в том числе и М. Балашова, проводят постоянный мониторинг состояния водоёма, исследуют его растительный и животный мир, изуча­ют химический состав воды. Кроме этого, школьники занимаются расчисткой при­брежной территории, чтобы сохранить при­роду леса и озера.

В секции молодых учёных и студентов было представлено пятнадцать работ. По­бедителем чтений в номинации стала твор­ческая группа студентов под руководством Г. Володиной, кандидата химических наук доцента кафедры «Природопользование и защита окружающей среды» ТТТУ. Студен­ты-второкурсники Г. Реброва, М. Минаев, Ю. Казначеева проанализировали возмож­ности рекуперации отходов полимерных упаковок. Авторы исследования отмечают серьёзность проблемы утилизации отходов. Таким образом студенты-экологи поддер­живают и развивают идею Владимира Вер­надского о переходе в сферу разума — ноос­феру.

Третья секция — учителей школ и пе­дагогов дополнительного образования — прошла в формате конкурса методических идей «Ноосферная культура — ноосферное образование — ноосферный человек». Педагоги представили разработки, посвящённые формированию экологических знаний и воспитанию экологического мышления школьников, проект бизнес- плана «Сельский туризм», образователь­ную программу «Социальная экология» и многие другие. Эти темы перекликаются с идеями В.И. Вернадского, который считал образование и просвещение важнейшими компонентами повышения культуры лич­ности, без которой невозможно никакое разумное устройство общества. «Я глу­боко убеждён и всё более убеждаюсь, что есть единственная возможность сделать культуру прочною — это возвысить массы, сделать для них культуру необходимою», — отмечал учёный.

По результатам выступлений лучшей в секции была признана работа Е. Филипповой, учителя географии из мичуринской гимназии. Она представила проект бизнес-плана «Сельский туризм», который пред­полагает организацию отдыха в сельской местности, знакомство с укладом жизни в деревне, ценностями народной культуры, прикладного искусства, местными обычая­ми и особенностями русской архитектуры.

Победителям в каждой номинации вру­чены дипломы и подарки от организаторов мероприятия. Традиционно итогом работы юношеских чтений имени В. И. Вернадско­го станет подготовка специального сборни­ка, в который войдут доклады всех участни­ков форума.

Ольга АРКАДИНА

Тамбовская жизнь.2014.№37.С.2

Скачать