Финансист - профессия вне времени

В ТГТУ более 20 лет готовят востребованных специалистов в области экономики

В преддверии 65-летия Тамбов­ского Государственного техни­ческого университета мы встре­тились с профессором кафедры «Экономика» ТГТУ, доктором экономических наук, профессо­ром Николаем Куликовым и по­беседовали о подготовке финан­систов с учетом развития цифро­вой экономики.

— Николай Иванович, вы име­ете уникальный практический опыт работы в финансовой сфере, более 20 лет занимае­тесь подготовкой специали­стов в ТГТУ, ваши статьи в специализированных журналах по вопросам финансов вызыва­ют неподдельный интерес как со стороны российских, так и зарубежных ученых. Хотелось бы услышать ваше экспертное мнение по ключевым вопросам подготовки экономистов для реального сектора нашего ре­гиона.

В сентябре этого года Прези­дент РФ Владимир Путин провёл в Великом Новгороде расширенное заседание президиума Государ­ственного совета РФ с повесткой дня «О развитии рынка труда в РФ». Один из важнейших и обсуждаемых вопросов - объективный рейтинг отечественных ВУЗов. К счастью, участники Госсовета пришли к по­ниманию, что не количество публи­кации критических статей о России в иностранных журналах определя­ют рейтинг высших учебных заведе­ний, а такие параметры как востре­бованность выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.

Более двух десятков лет кафе­дра «Экономика» при ТГТУ готовит именно таких финансистов и бух­галтеров. К сожалению, не один год слышу, что у нас перепроизводство экономистов и бухгалтеров. Это - расхожий штамп. На самом деле, нет никакого перепроизводства экономистов. Более того, потреб­ность в них год от года нарастает, несмотря на развитие искусствен­ного интеллекта. Робот - без умной программы, в том числе в сфере фи­нансовой деятельности, всего лишь груда металла.

Сегодня финансист - это, пре­жде всего, аналитик, обладающий стратегическим мышлением. Он управляет финансовыми потоками с целью достижения лучших резуль­татов в сфере реальной экономики, повышения эффективности произ­водства и получения прибыли. А это главный показатель работы бизнеса. Иными словами, новейшие техно­логии приводят к более высокому уровню деятельности специалистов.

Чтобы пояснить эту мысль, при­веду один пример. Благодаря цифро­вым технологиям финансы, образно выражаясь, пришли почти каждому потребителю под подушку. Не вста­вая с дивана, сейчас можно заказать —любую услугу, начиная с покупки бытовых вещей в онлайн-магазине и заканчивая расчетом инвестиций в строительство дома.

В этой связи современный финан­сист обязан не только знать бухгал­терскую программу 1C и составлять традиционные финансовые планы, а прежде всего, предлагать новые идеи, которые выведут предприятие на новый уровень развития.

Сегодня финансист - это, прежде всего, аналитик, ** обладающий стратегическим мышлением. Он управляет финансовыми потоками с целью достижения лучших результатов в сфере реальной экономики, повышения эффективности производства и получения прибыли..

Хочу подчеркнуть, развитие информационных технологий и рынка услуг требует новых специально­стей и профессий на рынке финан­совых услуг.

Только за последние пять лет появилось около двух десятков но­вых профессий в этой сфере. Назо­ву лишь некоторые: разработчик персональных пенсионных планов, разработчик автоматизированных сервисов для управления личными финансами, архитектор алгоритмов межмашинных транзакций, оцен­щик интеллектуальной собствен­ности и другие. Причем, заработная плата у этих специалистов достига­ет 200 тысяч рублей в месяц.

Сегодня в финансовой системе всё быстро меняется, особенно в циф­ровых технологиях. Наша страна, в сфере организации онлайн-плате- жей, а также по оказанию государ­ственных услуг одна из лучших в мире. И в этом немалая заслуга фи­нансистов.

Но помимо высоких технологий, финансисты востребованы на про­мышленных предприятиях, в адми­нистрациях городов, округов, в раз­личных фондах, страховых компани­ях и так далее.

Поэтому финансист - профессия вне времени, наши специалисты востребованы везде и всегда.

—   Поговорим о конкуренто­способности выпускников вашей кафедры. Можно ли привести ка­кой-нибудь показательный при­мер.

—   Не будет преувеличением, если скажу, что мы завоевали боль­шую часть регионального рынка труда по финансистам и бухгалте­рам: более 700 выпускников нашей кафедры работают в Сбере, около 400 - в Россельхозбанке, около 50 процентов специалистов ВТБ - так­же бывшие наши студенты. Талант­ливые выпускники занимают руко­водящие должности в различных финансовых и коммерческих струк­турах, а также в органах государ­ственной власти. Из личных бесед с руководителями крупных компа­ний и выпускниками мне хорошо известно, что наши специалисты свободно проходят тестирование даже в столичных банках, фондах и финансовых компаниях. Зачастую хватает одного собеседования, чтобы устроиться даже без опыта работы на постоянную работу в со­лидную компанию. Спрос на наших выпускников гораздо больше, чем мы способны подготовить. За ними стоит очередь из работодателей.

—   Николай Иванович, боюсь, что наши читатели скептиче­ски отнесутся к вашим словам. Поясните, в чем секрет подго­товки специалистов на вашей кафедре?

Подготовка современных специалистов в области финансов требует создания принципиально новой организации учебного про­цесса. Дело в том, что наши студен­ты, имеют возможность регуляр­ного общения с потенциальными работодателями, а также специа­листами в ведущих банках, на круп­—   ных предприятиях и даже органах государственной власти. Напри­мер, студенты третьего и четверто­го курсов недавно побывали в ми­нистерстве финансов Тамбовской области, а также на «Пигменте», где ребята с интересом узнали, как ор­ганизована работа больших финан­совых структур. Кроме того, мы ре­гулярно проводим круглые столы, семинары и другие практические занятия по актуальным экономи­ческим и финансовым вопросам.

Но этим наши практические за­нятия не ограничиваются. Начи­ная с первого курса, студенты уже проходят полноценную практику на предприятиях, в банках, фи­нансовых учреждениях, фондах и страховых компаниях. В этой связи кафедра заключает с различными предприятиями и организациями договоры о сотрудничестве. Это де­лается с прицелом на будущее. Ча­сто руководители кадровых служб обращаются с предложением за­ключить договор о сотрудничестве только с одной целью — чтобы наш студент не только пришёл к ним для прохождения производ­ственной практики, но и остался работать. Если молодой человек хорошо себя зарекомендовал, то, как правило, после окончания вуза он остаётся работать на предприя­тии, в финансовом учреждении или банке, где проходил практику. По­добный опыт работы вузов встре­чается крайне редко, поверьте мне. Это один из наших основополагаю­щих подходов в образовательном процессе. Поэтому наши ребята находят работу в промышленных, сельскохозяйственных предприя­тиях, торговых структурах, банках, страховых компаниях, налоговых органах, финансовых управлениях и отделах региональной и муници­пальной исполнительной власти, в финансовых службах частного биз­неса. Часто студенты уже полно­ценно работают, обучаясь на треть­ем или четвертом курсах.

Кстати, гарантированное трудоу­стройство стимулирует к отличной успеваемости. Ребята понимают, что знания - это их прямой зарабо­ток. Я всегда говорю, что нет пло­хих студентов. Главное, мотивация. Бывает, конечно, что душа не лежит к финансам, но это уже другая тема.

Престиж учебного заведения определяется и качеством педаго­гического состава. Преподаватели кафедры «Экономика» - наши вы­пускники, прошедшие хорошую практическую школу на производ­стве, некоторые и сегодня совме­щают производственную и препо­давательскую деятельности.

Материально-техническая база нашей кафедры соответствует всем требованиям высшей школы. Как было уже сказано, мы активно со­трудничаем с ведущими банками и финансовыми фондами, страхо­выми компаниями которые заин­тересованы в наших специалистах. Поэтому они помогают нам в раз­витии материально-технической базы. Такое сотрудничество выгод­но всем.

Кто приходит к вам учить­ся?

Выпускники школ и коллед­жей. Но с практической точки зрения к нам выгодно приходить после окончания колледжа. Во-пер­вых, мы студенту засчитываем все те специальные дисциплины, ко­торые он уже изучал в колледже. Кстати, от этого зависит и годовая оплата за обучение. Во-вторых, ре­бята учатся на один год меньше, а после второго зимнего семестра мы помогаем им трудоустроиться. Как правило, они переходят на дис­танционное обучение.

Олга КАУФМАН
фото из архива Николая КУЛИКОВА
Тамбовская жизнь.2023.№81.С.4
Скачать