Доступное образование - для всех
Сергей Кочергин, член регионального штаба ОНФ в Тамбовской области, доцент кафедры ТГТУ:
Согласно ст. 19 закона «О социальной защите инвалидов» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения. Необходимо также отметить, что согласно новому закону об образовании № 273-ФЭ от 29 декабря 2012 г. установлена возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья. Предусматривается развитие инклюзивного образования, то есть обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Важно отметить, что в подавляющем количестве случаев дети-инвалиды испытывают потребность обучения не в специализированных, а в обычных учебных заведениях. Задача инклюзивного образования - в преодолении психологических барьеров изолированности между инвалидами и здоровыми детьми. В большинстве случаев обычные педагоги не подготовлены к такому общению и образовательному процессу.
Согласно проведенному мониторингу экспертами Общероссийского народного фронта (ОНФ) большинство российских вузов не готово обеспечить условия для обучения людей с ограниченными возможностями. Эксперты провели мониторинг сайтов 50 лучших вузов, входящих в Национальный рейтинг университетов России, и опросили по телефону приемные комиссии вузов, входящих в первую «двадцатку» рейтинга. Анализ показал, что в полном объеме информация для граждан с ограниченными возможностями представлена только на сайте Московского национального исследовательского технического университета им. Н.Э. Баумана.
Но не все так плохо в вузах Тамбовской области. В правилах приема на обучение по программам высшего профессионального образования, опубликованных на сайтах университетов, указано, что право на обучение за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в университете. Но нерешенных вопросов остается достаточно много: для полноценного обучения инвалидов необходимы учебные корпуса с лифтами, а для инвалидов по зрению - специальные аудитории и подготовленный профессорско-преподавательский состав, а также специализированные учебные программы.
Справиться с этой задачей вузам в одиночку крайне сложно, поэтому необходим постоянный диалог между государственными органами власти, образовательными учреждениями и общественными объединениями инвалидов и внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации - такое поручение дал Президент Правительству РФ по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны», проведенного в октябре текущего года.
Тамбовский курьер.2014.№51.С.9