Лучше - сделать!
За успехи в учёбе, активное участие в научной деятельности студентке четвёртого курса института архитектуры, строительства и транспорта ТГТУ Т. Яровой были присуждены именные стипендии имени В. В. Власова и Ф. С. Полянского. Союз тамбовских строителей наградил Татьяну почётной грамотой и удостоил именной стипендии имени Е. Г. Потокова.
Фото Анатолия ЖАЛНИНА
Школьные годы по определению, данному в песне, которую вряд ли кто из современных школьников помнит, – чудесные. Но всё-таки самые прекрасные воспоминания у большинства взрослых людей связаны не столько со школой, сколько с учёбой в вузе. Объяснения и причины долго искать не стоит — многие наконец-то получают возможность изучать те предметы, которые нравятся, кто-то избавляется от слишком строгих учителей... и всё это говорит о том, что наконец-то началась самостоятельная взрослая жизнь. Но особенность её в том, что не только можно не учить географию или проспать первую пару. За те несколько лет, что студент проводит в вузе, ему предстоит не только освоить профессию, но и освоиться в обществе, найти в нём своё место.
Представить, как это непросто, можно, если вспомнить свои ощущения где-нибудь в сентябре-октябре первого курса. Пережили это многие, и Алёна Попова не исключение. Мало того, что ты прошла конкурс в один из ведущих театральных вузов, поступила — но родители сказали своё веское слово, ещё и при выборе более «конкретной» специальности настоятельно посоветовали не думать о всякой там ядерной физике или неевклидовой геометрии. А о чём-то более конкретном. И вот оно, конкретное — ТГТУ, специальность «управление инновациями в наукоёмких технологиях». И совершенно негде себя реализовать. В поисках самореализации Алёна находилась буквально, с третьего сентября — как только начались занятия. Просто учиться ей было совершенно непривычно, потому что в родной Гололобовской школе Мичуринского района она всегда участвовала в самых разных мероприятиях. Судьба улыбнулась ей во втором семестре, когда она стала старостой, и это расширило круг контактов, она пошла в КВН, но это было не совсем то, чем бы ей хотелось заниматься. Театральная студия в другом вузе пришлась по душе гораздо больше, там она играла в постановке пьесы Р. Тома «Восемь любящих женщин», спектакль имел успех, и Алёна подумала, почему бы не создать театральную студню в своём вузе. Но желающих не нашлось.
— Тогда я решила, что всё равно надо что-то придумать. Тогда как раз много говорили о студсоветах, и я решила создать студсовет, — говорит она.
Неудивительно, что и председателем студсовета выбрали её же. Но это вовсе не было вершиной стремлений Алёны, скорее, давало больше возможностей заниматься всякими интересными делами. И когда в её жизни появились эти интересные дела, каким-то невероятным образом стало очень- очень интересно учиться, да так, что сейчас Алёна учится на повышенную стипендию.
— На первом курсе я просто не могла бы подумать, что буду заниматься профориентацией, буду, как сейчас, ездить по школам и рассказывать, как здорово учиться в технологическом институте! — говорит она.
А вот четверокурсница ТГУ им. Г. Р. Державина — председатель студенческого совета университета, председатель регионального отделения Российской ассоциации студентов по развитию науки и образованию Ольга Негрова уже со школы была настроена на учёбу в этом вузе. Ещё в школе, говорит она, у неё возник интерес к экономическим дисциплинам, она участвовала в различных олимпиадах такого направления, так что вполне закономерно после окончания Стрелецкой средней школы Тамбовского района она поступила в экономический институт, где изучает финансы и кредит. Единственной мало-мальски заметной сложностью адаптации к вузу после школы было то, что, как говорит Ольга, «за тобой никто гонять не будет». – В университете ты должен сам стремиться к знаниям, и это, наверное, замечательно, потому что оказывается, что всё в твоих руках, — делится она.
Сама Ольга считает, что такому лёгкому переходу из «школьного» в «вузовское» состояние могло способствовать то, что ещё в школе она много занималась общественной деятельностью, активно участвовала в работе детской общественной организации, была активистом Союза детских организаций. Опыт, который получает при этом человек, помогает адаптации в жизни. В университете активность Ольги поначалу направилась в научную сторону, она считает очень интересным опыт, полученный в студенческом научном обществе «Экономист», которое через год после того, как стала его членом, возглавила.
— Было много интересного: проводили конференции, деловые игры, международные встречи со студентами из Македонии и много чего другого, — вспоминает она и переходит от вчерашнего дня к сегодняшнему. — Сейчас важным проектом для меня является студенческий совет университета. Руководство Державинского делает всё, чтобы каждый из студентов нашёл что-то своё в стенах вуза. Прошлой весной самым масштабным и важным проектом для меня и, наверное, для всех студентов университета стал молодёжный Галдымский саммит, который собрал на базе отдыха Галдым студентов из разных городов, мы обменивались опытом, обсуждали актуальные проблемы студенчества и искали пути их решения.
***
Алёна Попова с удовольствием вспоминает интеллектуальную игру «Ворошиловский стрелок», а также «Немного обо всём» (этот проект отмечен грантом Росмолодёжи).
— Вначале, когда мы начинали игру «Ворошиловский стрелок», многие ребята говорили, что их заставили принимать участие. Мне было обидно это слышать не потому, что они не ценят наши усилия, а что согласны жить неинтересно. Мне они просто казались какими-то детьми, — говорит Алёна. — Но самое приятное, что к окончанию игры они изменили своё отношение, спрашивали, будет ли такой проект снова.
И за всем этим многообразием общественной деятельности (Алёна ещё успевает писать статьи и заметки для университетской газеты, участвует в создании книги о ректорах университета) она не просто учится, а учится с интересом.
— Я всю жизнь стремлюсь к знаниям, мне нравится учиться, у нас замечательные преподаватели, все, но особенно прочные отношения сложились с Александром Викторовичем Щегольковым, его можно назвать «техническим» научным руководителем, и с Андреем Ивановичем Поповым, он руководитель «гуманитарный». Как бы мне ни нравились гуманитарные науки, диплом буду писать технический. Это тоже очень интересно, — говорит Алёна и рассказывает, как увлекательно изучать под микроскопом, например, таунит.
Со второго курса она занимается разработкой долговременного теплового аккумулятора, и довольно успешно. Во всяком случае выставочный экземпляр прибора, с которым она ехала на конкурс, сослужил ей хорошую службу: в автобусе было холодно, так что Алёна разрядила аккумулятор и грела руки. В общем, будет, что вспомнить. Как и другим студентам, которые ухитряются находить время на всё.
— Интересно успевать всё. Общественная деятельность и процесс образования одинаково важны, и надо правильно расставлять приоритеты. Совмещать, безусловно, сложно, но это того стоит, — уверена О. Негрова. — Будет что вспомнить, когда мы окончим университет!
В будущем, а если считать им окончание университета, то уже очень недалёком, Ольга надеется, что ей удастся совмещать работу и занятия общественной деятельностью, без которой она уже не представляет своей жизни. Алёна заглядывает в будущее так же осторожно — сейчас трудно угадать, чем ты будешь заниматься через пару лет, но твёрдо надеется на лучшее и не намерена полагаться на судьбу.
— Я согласна с утверждением, что лучше сделать и пожалеть, чем пожалеть о том, чего не сделал, – говорит она.
Было бы опрометчиво утверждать, что такое деятельное отношение к жизни активных людей формирует вуз, но то, что именно в вузе в студенческие годы подобные способности проявляются, формируются и совершенствуются, — это точно. И нет сомнений, что и трудовая биография таких людей будет складываться интересно и плодотворно.
Ольга НОВАК
Тамбовская жизнь.2015.№6.С.1-2