Профессия инженер: проекция в будущее
Отмечаемый 8 февраля День российской науки - значимый праздник для Тамбовского государственного технического университета. Готовится ряд мероприятий, приуроченных к этому дню, подводятся итоги научно-инновационной деятельности коллектива, обсуждается дальнейшая стратегия развития науки в университете с учётом приоритетов и перспективных задач.
В этом году акцент сделан на прикладном аспекте научных изысканий, внедрении их результатов в реальный сектор экономики, в деятельность конкретных предприятий и, конечно, в образовательный процесс, в программы подготовки инженерных кадров.
На сегодняшний день обеспечение высокого качества инженерного образования — это стратегическая задача, имеющая национальное значение, от её решения зависит конкурентоспособность страны, безопасность государства в самом широком смысле слова. В Послании Федеральному собранию в декабре 2015 г. Владимир Владимирович Путин отметил «позитивный факт роста интереса молодёжи к инженерным профессиям — профессиям будущего», подтверждением чего является тот факт, что «за последние два года конкурс в инженерные вузы увеличился почти вдвое».
Приоритетность подготовки инженерных кадров для нашей страны подтверждает и тот факт, что только в 2015 году Министерством образования и науки РФ на 40 процентов было увеличено количество бюджетных мест на технические специальности. И это не случайно, ведь инженерное образование сегодня — один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения. На заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ, которое проходило 21 января 2016 года, Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что необходимо сотрудничество науки и бизнеса выводить на более высокий уровень, «максимально сократить путь от постановки научных задач до практического внедрения конкретной разработки».
Эту задачу призваны решать современные научные и инженерные кадры, создающие во многом ту среду, которая позволяет обществу стремительно совершенствоваться на пути к прогрессу. Таким образом, именно подготовка квалифицированных инженерных кадров, отвечающих новым требованиям, становиться в современных условиях одним из важных факторов повышения уровня экономической и политической стабильности. Эти факторы для технических вузов России выступают основным вызовом современности, ориентиром стратегического развития.
В этом отношении не требует доказательства тот факт, что технический университет выступает базовой структурой решения кадровых задач для предприятий. Следует заметить справедливость вышесказанного не только для России в целом, но и для каждого региона, несмотря на их специфику и свои точки роста. Результаты конкурса вузов на создание в регионах опорных университетов служат тому подтверждением — из 11 поддержанных Министерством образования и науки РФ в 2016 году заявок 9 опорных университетов будут созданы на базе технических вузов и университетов инженерно-технологического профиля, ещё один — на базе многопрофильного университета, чья деятельность начиналась как политехнический институт. Таким образом, вопрос о том, каким будет опорный университет, сегодня уже не стоит.
В экономике Тамбовской области в настоящее время наблюдается тенденция интенсивного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Так, например, к началу 2017 года в регионе, помимо существующих, будет создан первый российский оборонный кластер, который формирует «Объединённая приборостроительная корпорация». В своих выступлениях глава администрации Тамбовской области Александр Валерьевич Никитин, говоря о значимости развития оборонно-промышленного комплекса региона как для области, так и для России, отмечает необходимость решения задачи обеспечения данных предприятий квалифицированными инженерными кадрами. По его словам, именно это позволит реализовать намеченные планы, тем более что достаточный научный потенциал у региона есть. Мы рассматриваем эти слова, прежде всего, в контексте возможностей Тамбовского государственного технического университета.
Тамбовский государственный технический университет имеет все необходимые ресурсы для решения названных приоритетных задач российского общества, реализации стратегии развития страны — проекции в будущее, намеченной главой государства. Перечень специальностей подготовки кадров, её содержание, научная работа и реализуемые в техническом университете исследовательские проекты всегда отражали потребности Тамбовской и близлежащих областей в специалистах и направления развития значимых для региона сфер деятельности. И сейчас стратегия развития ТГТУ полностью соответствует заявленным требованиям и отвечает на все вызовы современности.
Сегодня на базе технического университета развивается целый системный комплекс инженерной подготовки практик чески во всех сферах народного хозяйства: машиностроение и химическая технология, пищевые и биотехнологии, техносферная безопасность и промышленная экология, наноиндустрия, информационные технологии и автоматизация, радиоэлектроника и связь, энергешка, приборостроение, строительство, транспорт и ЖКХ. Эти сферы определяют и тематику научных исследований и проектов.
Благодаря своему потенциалу (научному, инновационному, образовательному, социальному) технический университет масштабно включён в процесс развития экономики региона. Целевая подготовка кадров для нужд предприятий, внедрение результатов научно-инновационной деятельности в реальный сектор экономики региона, активное участие студентов и сотрудников в решении социальных задач — все направления деятельности университета тем или иным путём интегрированы с направлениями жизни Тамбовской области.
Сейчас особое внимание направлено на дальнейшее развитие в техническом университете образовательных программ и научных проектов по приоритетным для региона направлениям, на выполнение университетом ключевых задач обеспечения кадрами высокотехнологичных производств, и прежде всего — предприятий ОПК, и оказания содействия в повышении эффективности инновационного комплекса.
Программа непрерывной подготовки инженерных кадров в ТГТУ начинается с сотрудничества с общеобразовательными учреждениями, в которых работа ведётся в рамках деятельности профильных классов, ориентированных на техническое образование. В качестве структурного подразделения в университете уже более двадцати лет функционирует политехнический лицей, реализующий профильную инженерно-техническую и технико-экономическую подготовку старшеклассников. Именно здесь у ребят формируется положительная мотивация на овладение техническими специальностями, основы научного творчества, интерес к будущей профессии инженера.
Два колледжа в структуре вуза, технический и многопрофильный, дозволяют организовать профессиональную подготовку кадров для выпускников 9-х классов, предлагая среднее профессиональное образование, интегрированное с Программами дальнейшей инженерной подготовки на уровне бакалавриата и специалитета. Кроме того, это хорошая основа для программ прикладного бакалавриата, практика реализации которых распространяется и на формат сетевого взаимодействия практически со всеми колледжами и техникумами региона. В рамках существующих договоров студенты бакалавриата имеют возможность параллельно осваивать рабочие профессии по профилю, соответствующему их основной подготовке в вузе, а выпускникам системы среднего профессионального образования получать высшее образование, интегрированное с их базовым профобразованием.
В программе подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности можно выделить два значимых момента. Первое - обучение будущего инженера для промышленности, уровень образования которого впоследствии напрямую влияет на качество производимой техники, реализуемых технологий, внедрения инноваций, а значит, и на уровень обороноспособности страны. Второй момент - гарантированное трудоустройство и закрепление на производстве будущих специалистов ещё в процессе обучения за счёт причастности к реализации крупных совместных научных проектов, к решению реальных производственных задач. Всё это возможно только при сотрудничестве вуза с предприятиями, реальной вовлечённости специалистов заводов в реализацию образовательных программ и научных проектов.
Технический университет давно и активно сотрудничает с предприятиями региона, как в образовательной, так и в научной сферах, привлекая их специалистов к учебному процессу на всех этапах подготовки кадров (от рабочих профессий до подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования), к научно-инновационным разработкам и проектам, оптимально используя для этого как ресурсы университета, так и потенциал предприятий-партнёров.
Примером результативного взаимодействия может служить сотрудничество ТГТУ с заводами оборонно-промышленного комплекса региона – АО «ТЗ «Октябрь», ОАО «ТЗ «Ревтруд», АО «Завод «Тамбоваппарат», АО ТНИИР «ЭФИР», ОАО «Корпорация «РОСХИМЗАЩИТА» и др. по различным аспектам образовательной и научной деятельности. Для качественного образовательного процесса, приближенного к потребностям работодателей, создаются базовые кафедры, специалисты предприятий привлекаются к преподаванию и руководству практикой студентов, разработке методических материалов, реализации дуального обучения.
В перспективе — масштабное развитие проектов целевой подготовки, а также дальнейшая совместная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, вовлечение в совместную деятельность новых партнёров. Так, например. Институт автоматики и информационных технологий и Институт энергетики, приборостроения и радиотехники ТГТУ тесно взаимодействуют не только с рядом промышленных предприятий региона, но и Межвидовым центром подготовки и боевого применения войск радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Созданная при непосредственном участии технического университета на базе Центра научная рота, по мнению специалистов, станет одним из уникальных подразделений Министерства обороны РФ, в котором будут сосредоточены специалисты, способные противостоять сетевым компьютерным атакам, создавать непреодолимые барьеры для противника в управлении войсками и применении современного высокоточного оружия. Научная рота позволит открыть новые перспективные возможности перед студентами технического университета: они смогут не только продолжить освоение выбранной профессии после окончания университета в рамках прохождения военной службы, но и научную деятельность, а впоследствии — обучение по данному направлению в аспирантуре ТПУ.
Тенденция развития общества требует постоянного совершенствования. Полученное образование не даётся раз и навсегда в неизменном виде. Хорошему специалисту необходимо постоянно повышать уровень профессионализма, а иногда и осваивать дополнительные сферы деятельности. Эту задачу призвана решать созданная в университете система дополнительного профессионального образования, включающая повышение квалификации и профессиональную переподготовку уже работающих специалистов. Ежегодно таких программ реализуется более пятидесяти. В этом контексте примером успешного взаимодействия вуза с предприятиями региона выступают поддержанные на уровне Минобрнауки России проекты — победители конкурсного отбора Президентской программы повышения квалификации инженерно- технических кадров в 2015 году.
Исторически выверена аксиома: кадры решают всё. Отрадно, что после многолетнего спада престижа инженерного образования сегодня наблюдается тенденция к его возрождению. Временем доказано — процесс развития страны немыслим без квалифицированных специалистов. И эти кадры готовим мы!
Михаил КРАСНЯНСКИЙ.
Ректор ТГТУ, профессор.
Тамбовская жизнь.№11.С.2