Профессия инженер: проекция в будущее

Отмечаемый 8 февраля День российской науки - значи­мый праздник для Тамбов­ского государственного тех­нического университета. Готовится ряд мероприятий, приуроченных к этому дню, подводятся итоги научно-инновационной деятельности коллек­тива, обсуждается дальнейшая страте­гия развития науки в университете с учётом приоритетов и перспективных задач.

В этом году акцент сделан на приклад­ном аспекте научных изысканий, внедре­нии их результатов в реальный сектор экономики, в деятельность конкретных предприятий и, конечно, в образователь­ный процесс, в программы подготовки инженерных кадров.

На сегодняшний день обеспечение высокого качества инженерного обра­зования — это стратегическая задача, имеющая национальное значение, от её решения зависит конкурентоспособность страны, безопасность государства в са­мом широком смысле слова. В Послании Федеральному собранию в декабре 2015 г. Владимир Владимирович Путин отметил «позитивный факт роста интереса моло­дёжи к инженерным профессиям — про­фессиям будущего», подтверждением чего является тот факт, что «за последние два года конкурс в инженерные вузы уве­личился почти вдвое».

Приоритетность подготовки инженер­ных кадров для нашей страны подтверж­дает и тот факт, что только в 2015 году Министерством образования и науки РФ на 40 процентов было увеличено коли­чество бюджетных мест на технические специальности. И это не случайно, ведь инженерное образование сегодня — один из приоритетов государственной полити­ки в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перево­оружения российских производств, соз­дания соответствующего кадрового обе­спечения. На заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ, которое проходило 21 января 2016 года, Влади­мир Владимирович Путин подчеркнул, что необходимо сотрудничество науки и бизнеса выводить на более высокий уро­вень, «максимально сократить путь от постановки научных задач до практического внедрения конкретной разработки».

Эту задачу призваны решать совре­менные научные и инженерные кадры, создающие во многом ту среду, которая позволяет обществу стремительно совер­шенствоваться на пути к прогрессу. Таким образом, именно подготовка квалифици­рованных инженерных кадров, отвечающих новым требованиям, становиться в современных условиях одним из важных факторов повышения уровня экономиче­ской и политической стабильности. Эти факторы для технических вузов России выступают основным вызовом современ­ности, ориентиром стратегического раз­вития.

В этом отношении не требует доказа­тельства тот факт, что технический уни­верситет выступает базовой структурой решения кадровых задач для предпри­ятий. Следует заметить справедливость вышесказанного не только для России в целом, но и для каждого региона, несмо­тря на их специфику и свои точки роста. Результаты конкурса вузов на создание в регионах опорных университетов служат тому подтверждением — из 11 поддер­жанных Министерством образования и науки РФ в 2016 году заявок 9 опорных университетов будут созданы на базе тех­нических вузов и университетов инженерно-технологического профиля, ещё один — на базе многопрофильного универси­тета, чья деятельность начиналась как по­литехнический институт. Таким образом, вопрос о том, каким будет опорный уни­верситет, сегодня уже не стоит.

В экономике Тамбовской области в настоящее время наблюдается тенденция интенсивного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Так, например, к началу 2017 года в регио­не, помимо существующих, будет создан первый российский оборонный кластер, который формирует «Объединённая при­боростроительная корпорация». В своих выступлениях глава администрации Там­бовской области Александр Валерьевич Никитин, говоря о значимости развития оборонно-промышленного комплекса ре­гиона как для области, так и для России, отмечает необходимость решения задачи обеспечения данных предприятий квали­фицированными инженерными кадрами. По его словам, именно это позволит реа­лизовать намеченные планы, тем более что достаточный научный потенциал у ре­гиона есть. Мы рассматриваем эти слова, прежде всего, в контексте возможностей Тамбовского государственного техниче­ского университета.

Тамбовский государственный техни­ческий университет имеет все необходи­мые ресурсы для решения названных при­оритетных задач российского общества, реализации стратегии развития страны — проекции в будущее, намеченной главой государства. Перечень специальностей подготовки кадров, её содержание, науч­ная работа и реализуемые в техническом университете исследовательские проекты всегда отражали потребности Тамбовской и близлежащих областей в специалистах и направления развития значимых для региона сфер деятельности. И сейчас стратегия развития ТГТУ полностью соот­ветствует заявленным требованиям и от­вечает на все вызовы современности.

Сегодня на базе технического уни­верситета развивается целый системный комплекс инженерной подготовки практик чески во всех сферах народного хозяйства: машиностроение и химическая технология, пищевые и биотехнологии, техносферная безопасность и промышленная экология, наноиндустрия, информационные техно­логии и автоматизация, радиоэлектрони­ка и связь, энергешка, приборостроение, строительство, транспорт и ЖКХ. Эти сфе­ры определяют и тематику научных иссле­дований и проектов.

Благодаря своему потенциалу (научному, инновационному, образовательному, социальному) технический университет масштабно включён в процесс развития экономики региона. Целевая подготовка кадров для нужд предприятий, внедрение результатов научно-инновационной дея­тельности в реальный сектор экономики региона, активное участие студентов и со­трудников в решении социальных задач — все направления деятельности универ­ситета тем или иным путём интегрирова­ны с направлениями жизни Тамбовской области.

Сейчас особое внимание направлено на дальнейшее развитие в техническом университете образовательных программ и научных проектов по приоритетным для региона направлениям, на выполне­ние университетом ключевых задач обе­спечения кадрами высокотехнологичных производств, и прежде всего — предпри­ятий ОПК, и оказания содействия в повы­шении эффективности инновационного комплекса.

Программа непрерывной подготовки инженерных кадров в ТГТУ начинается с сотрудничества с общеобразовательными учреждениями, в которых работа ведёт­ся в рамках деятельности профильных классов, ориентированных на техниче­ское образование. В качестве структурного подразделения в университете уже более двадцати лет функционирует политехни­ческий лицей, реализующий профильную инженерно-техническую и технико-эко­номическую подготовку старшеклассни­ков. Именно здесь у ребят формируется положительная мотивация на овладение техническими специальностями, основы научного творчества, интерес к будущей профессии инженера.

Два колледжа в структуре вуза, техни­ческий и многопрофильный, дозволяют организовать профессиональную подго­товку кадров для выпускников 9-х классов, предлагая среднее профессиональное об­разование, интегрированное с Программа­ми дальнейшей инженерной подготовки на уровне бакалавриата и специалитета. Кроме того, это хорошая основа для про­грамм прикладного бакалавриата, прак­тика реализации которых распространя­ется и на формат сетевого взаимодействия практически со всеми колледжами и тех­никумами региона. В рамках существу­ющих договоров студенты бакалавриата имеют возможность параллельно осваи­вать рабочие профессии по профилю, соответствующему их основной подготовке в вузе, а выпускникам системы среднего профессионального образования получать высшее образование, интегрированное с их базовым профобразованием.

В программе подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промыш­ленности можно выделить два значимых момента. Первое - обучение будущего инженера для промышленности, уровень образования которого впоследствии на­прямую влияет на качество производи­мой техники, реализуемых технологий, внедрения инноваций, а значит, и на уро­вень обороноспособности страны. Второй момент - гарантированное трудоустрой­ство и закрепление на производстве бу­дущих специалистов ещё в процессе обу­чения за счёт причастности к реализации крупных совместных научных проектов, к решению реальных производственных за­дач. Всё это возможно только при сотрудничестве вуза с предприятиями, реальной вовлечённости специалистов заводов в реализацию образовательных программ и научных проектов.

Технический университет давно и ак­тивно сотрудничает с предприятиями ре­гиона, как в образовательной, так и в на­учной сферах, привлекая их специалистов к учебному процессу на всех этапах под­готовки кадров (от рабочих профессий до подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессиональ­ного образования), к научно-инновационным разработкам и проектам, опти­мально используя для этого как ресурсы университета, так и потенциал предприятий-партнёров.

Примером результативного взаимо­действия может служить сотрудниче­ство ТГТУ с заводами оборонно-промышленного комплекса региона – АО «ТЗ «Ок­тябрь», ОАО «ТЗ «Ревтруд», АО «Завод «Тамбоваппарат», АО ТНИИР «ЭФИР», ОАО «Корпорация «РОСХИМЗАЩИТА» и др. по различным аспектам образова­тельной и научной деятельности. Для качественного образовательного процес­са, приближенного к потребностям рабо­тодателей, создаются базовые кафедры, специалисты предприятий привлекаются к преподаванию и руководству практикой студентов, разработке методических мате­риалов, реализации дуального обучения.

В перспективе — масштабное разви­тие проектов целевой подготовки, а также дальнейшая совместная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, вовлечение в совместную деятель­ность новых партнёров. Так, например. Институт автоматики и информационных технологий и Институт энергетики, при­боростроения и радиотехники ТГТУ тесно взаимодействуют не только с рядом промышленных предприятий региона, но и Межвидовым центром подготовки и бое­вого применения войск радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Созданная при непосред­ственном участии технического универ­ситета на базе Центра научная рота, по мнению специалистов, станет одним из уникальных подразделений Министерства обороны РФ, в котором будут сосредото­чены специалисты, способные противо­стоять сетевым компьютерным атакам, создавать непреодолимые барьеры для противника в управлении войсками и при­менении современного высокоточного оружия. Научная рота позволит открыть новые перспективные возможности перед студентами технического университета: они смогут не только продолжить освоение выбранной профессии после окончания университета в рамках прохождения воен­ной службы, но и научную деятельность, а впоследствии — обучение по данному на­правлению в аспирантуре ТПУ.

Тенденция развития общества тре­бует постоянного совершенствования. Полученное образование не даётся раз и навсегда в неизменном виде. Хорошему специалисту необходимо постоянно по­вышать уровень профессионализма, а иногда и осваивать дополнительные сфе­ры деятельности. Эту задачу призвана решать созданная в университете систе­ма дополнительного профессионального образования, включающая повышение квалификации и профессиональную переподготовку уже работающих специали­стов. Ежегодно таких программ реализу­ется более пятидесяти. В этом контексте примером успешного взаимодействия вуза с предприятиями региона выступают поддержанные на уровне Минобрнауки России проекты — победители конкурс­ного отбора Президентской программы повышения квалификации инженерно- технических кадров в 2015 году.

Исторически выверена аксиома: ка­дры решают всё. Отрадно, что после многолетнего спада престижа инженер­ного образования сегодня наблюдается тенденция к его возрождению. Временем доказано — процесс развития страны не­мыслим без квалифицированных специ­алистов. И эти кадры готовим мы!

Михаил КРАСНЯНСКИЙ.
Ректор ТГТУ, профессор.

Тамбовская жизнь.№11.С.2

Скачать