Экспресс-форум

По прогнозам экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан может стать одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века. Какой конкурентный образовательный продукт может предложить сегодня российская высшая школа на глобальном образовательном рынке? Каковы в этом случае лучшие практики, уже найденные и опробованные образовательными учреждениями России? Какова роль реализуемой в стране Кон­цепции экспорта образовательных услуг Россий­ской Федерации на период 2011-2020 годов?

Редакция журнала «АО» обратилась к ректорам вузов и проректорам по международной деятель­ности с просьбой ответить на вопросы по сути проблемы.

1.    В Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов обозначен целый ряд па­раметров, задающих более значимое при­сутствие российской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг. Например, сегодня на долю РФ приходится лишь 2 процента от общего числа иностран­ных студентов в мире, к 2020 году предпо­лагается увеличить этот показатель до 7. По вашему мнению, что главное и обязатель­ное необходимо сделать для осуществле­ния такого рывка?

2.   Назовите, пожалуйста, наиболее перспек­тивные - с точки зрения географии, про­филей и форм подготовки - направления развития экспорта образовательных услуг отечественной высшей школы. В том числе с учетом опыта работы вашего вуза.

ГОРБУНОВ
Александр Павлович, ректор
Пятигорского государственного
лингвистического университета,
кандидат исторических наук,
профессор:

– Учитывая, что на долю коммерческого при­сутствия на мировом рынке услуг, в том числе в об­разовательной сфере, приходится более половины притока прямых иностранных инвестиций, эффек­тивной формой наращивания экспорта образова­тельных услуг может стать открытие филиалов и представительств российских вузов, имеющих со­ответствующий потенциал и опыт и предлагающих конкурентоспособный образовательный продукт. К сожалению, в российской нормативно-правовой базе это учитывается только для стран СНГ, а вот по дальнему зарубежью ясности нет. Между тем мы регулярно получаем предложения от потенциальных зарубежных партнеров по сотрудничеству в указан­ном направлении.

Далее - необходимо создание образовательных альянсов и консорциумов, налаженное информаци­онное сопровождение предлагаемых российскими вузами образовательных услуг. Наконец, необхо­дима целевая государственная финансовая под­держка вузов на конкурсной основе по реализации экспорта образовательных услуг, что, в общем-то, предусматривается концепцией, но не стало приня­той практикой.

– Представляется, что российские вузы могли бы стать базой профессиональной подготовки рус­скоговорящей молодежи стран Балтии, которая в силу внутриполитических реалий ограничена в воз­можностях получения высшего образования. Пер­спективными представляются страны Латинской Америки, Индия, Магриба. Исходя из нашего опыта, считаем значительным потенциал русскоговорящих диаспор, состоящих из выходцев из СССР, в Герма­нии, Греции, на Кипре, ряде других стран, которые являются целевой аудиторией для вузов и требуют такого же целевого внимания. А формами подго­товки могут быть как традиционная внутренняя интернационализация через набор иностранных студентов, так и активное включение в практику де­ятельности вузов трансграничного образования на основе уже упоминавшегося открытия филиалов, представительств, образовательных Центров вузов за рубежом.

АГАКОВ
Всеволод Георгиевич,
ректор Чувашского
государственного университета
имени И.Н. Ульянова, кандидат
физико-математических наук, 
профессор:

– На наш взгляд, для обеспечения значимого присутствия российской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг в разделе законопроекта «Об образовании в РФ», касаю­щемся международной деятельности, необходимо четче сформулировать формы и направления сотрудничества в сфере развития транснационального высшего образования. Они, как известно, призваны обеспечить развитие международной академичес­кой мобильности обучающихся, педагогических и научных работников вузов. Федеральные государс­твенные образовательные стандарты по гуманитар­ным направлениям подготовки ориентированы, пре­жде всего, на подготовку специалистов для России. Поэтому вузы должны участвовать в формировании новых международных стандартов образовательных программ. Необходимо также шире использовать возможности сетевого взаимодействия с иностран­ными организациями, осуществляющими образова­тельную деятельность.

– Наиболее перспективными направлениями экспорта образовательных услуг отечественной вы­сшей школы могут быть приглашение в вузы инос­транных преподавателей, включение в учебные планы дополнительных занятий на иностранных язы­ках, использование возможностей дистанционного образования. Сегодня в Чувашском государствен­ном университете обучается более 300 иностранных граждан из 36 государств. Выпускники-иностранцы в своих странах становятся своего рода послами не только России и Чувашии, но и нашего вуза. От того, насколько качественное образование мы да­дим иностранным гражданам, зависит объем пози­тивной информации о вузе, который они донесут в свои страны.

Для наработки потенциала экспорта образова­тельных услуг можно эффективно использовать внутренние ресурсы: в частности, привлечение к работе граждан, проживающих на территории региона, где находится вуз. Например, одним из ак­тивных участников организации визита Президента Палестины Махмуда Аббаса в Чувашскую Респуб­лику в январе 2012 года стал уроженец Палестины, выпускник Российского университета дружбы на­родов, доцент факультета журналистики Чувашского государственного университета A.M. Эшкерат. Президент Палестины, посетивший ЧГУ имени И.Н. Ульянова, высоко оценил роль российской высшей школы в подготовке дипломированных специалистов для Палестины. Достаточно сказать, что сегодня в университете обучаются 13 студентов из этой страны. Надеемся, их число в ближайшее время возрастет.

МИЩЕНКО
Елена Сергеевна,
проректор по международным
связям Тамбовского государст­венного
технического универси­тета,
доктор экономических наук,
профессор:

– В новом столетии расширение и совершенс­твование международных связей в системе высшего образования идет по пути интернационализа­ции учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Тамбовский государственный тех­нический университет, как и другие крупнейшие вузы России, целенаправленно движется по этому пути с 1991 года. За прошедший период нами было обучено более 3 тыс. иностранных студентов из 50 стран мира, а на развитие университета направлено свыше 1 млн. долларов. В настоящее время от 4 до 5 процентов от общего числа студентов, обучающихся в ТГТУ, составляют иностранные студенты.

Сегодня университет ставит перед собой задачу расширения международной компоненты в своей деятельности, трансформации вуза в международ­ный открытый университет. В ТГТУ разработана комплексная стратегия международного развития, отвечающая целям, поставленным в Концепции экс­порта образовательных услуг РФ.

Наш университет полностью одобряет предложе­ния, изложенные в концепции. Однако документ был предложен к обсуждению в 2009 году, а общая про­грамма действий, по экспертным оценкам, нужна была еще раньше. Как показывает практика, не все планы поддаются осуществлению. Для их реализа­ции необходимо объединение усилий правительс­твенных организаций и университетского сообщес­тва, а также настойчивость и последовательность в совместных действиях. На наш взгляд, не следует пренебрегать мнением периферийных вузов, обла­дающих уникальным опытом организации экспорта образовательных услуг в регионах.

Что же касается программ интернационализации, они уже есть во многих университетах, в том числе региональных, с ними можно ознакомиться на ву­зовских сайтах. Программы сходные, но они не объ­единены общей целью, поэтому принятие взаимной стратегии - дело безотлагательное.

– Принятая и реализуемая в ТГТУ стратегия международного развития, основная цель кото­рой - создание университета открытого типа в соот­ветствии с принципами Болонской декларации - достаточно эффективна, если судить по результатам. Но у нас есть задачи, которые невозможно решить без дополнительных инвестиций. К их числу прина­длежит значительное улучшение социально-быто­вых условий для иностранных студентов. Так, ТГТУ разработал проект строительства университетского комплекса для иностранных студентов и гостей уни­верситета, реализация которого возможна при фи­нансировании со стороны государства.

Мы рассчитываем за пятнадцать-двадцать лет сформировать международный комплекс мирового уровня, которому будет по силам - на основе при­влеченных инвестиций - решить проблемы сохра­нения и развития университетского образования в Центральном федеральном округе. Также комплекс будет способствовать решению многих экономичес­ких, демографических, социальных, технических и других актуальных проблем.

Преследуя цель быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и внешнем рынках, мы исполь­зуем возможности участия в разработке совместных с зарубежными вузами учебных программ. Опыт та­кой работы очень полезен в организации учебного процесса, контроля качества подготовки студентов, перехода на уровневую, а в принципе - непрерыв­ную, систему обучения студентов.

С 2005 года в ТГТУ часть предметов для специаль­ностей «Системы автоматизированного проектиро­вания», «Управление предприятием», «Стандарти­зация и сертификация» преподается на английском языке в рамках работы центра подготовки междуна­родных специалистов.

ПАТЛАСОВ
Олег Юрьевич,
проректор по международной
деятельности Омской гуманитар­ной
академии, доктор экономи­ческих
наук, профессор:

– Во-первых, необходима либерализация зако­нодательной базы, регулирующей нострификацию дипломов бакалавров. Несмотря на вступивший в силу с 1 февраля 2012 года федеральный закон о совершенствовании процедур признания доку­ментов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, постановлением Правительства РФ пред­полагается выхолостить суть упрощения процедур признания дипломов через введение списка вузов, исходя из их рейтинга.

Во-вторых, на наш взгляд, логично вообще от­менить нострификацию дипломов между Россией, Казахстаном, Белоруссией, учитывая особый ха­рактер взаимоотношений (Таможенный союз, Со­юзное государство России и Белоруссии), распро­странив такой порядок в ближайшей перспективе и на Киргизию. Сам факт необходимости нострификации дипломов бакалавров, не говоря уже о госпошлине в 4 тыс. рублей и не очень внятных процедурах в Главэкспертцентре, приводит к рез­кому сокращению потенциальных магистрантов из стран СНГ.

В-третьих, требует устранения такой фактор, как отсутствие политической воли на фоне роста бю­рократических начал. Как известно, в Казахстане, в связи с заменой степени кандидат (доктор) наук на PhD, около 14 тыс. соискателей с высоким уров­нем готовности диссертаций не имеют возмож­ности защититься на родине. Однако Российская Федерация, вместо того чтобы получить практи­чески одномоментно этот рынок послевузовского образования, не урегулировала вопрос о возмож­ности признания кандидатских экзаменов, хотя соискатели из Казахстана готовы пересдать их на территории РФ. Более того, приказ Минобрнауки РФ от 12 декабря 2011 года № 2817 об утвержде­нии Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук прямо требует от иностранного соискателя нострификации диплома специалиста или магис­тра или - если речь идет о докторской диссерта­ции - всех дипломов, включая диплом кандидата наук.

В-четвертых, необходимо уменьшить степень правового вакуума двудипломного образования. Когда мы говорим о таком образовании, то пола­гаем, что надо сместить крен с получения двух дипломов российскими студентами на подготовку зарубежных. Косвенно «модуль сбора данных для вузов 2011» ориентирует российскую высшую школу на двудипломное образование (см. позицию модуля 9 - «выдача совместных дипломов»).

– Омская гуманитарная академия на свой страх и риск активно работает с вузами Казахстана. Это не только дань моде, но и насущная необходимость, продиктованная демографической ямой: в Омском регионе в ближайшие пять лет количество выпус­кников школ не будет превышать 6 тыс. человек в год. Это обстоятельство вынуждает нас проводить международный маркетинг образовательных услуг, тем более что мы граничим с тремя областями Ка­захстана.

Сегодня для приграничного рынка образова­тельных услуг сложились благоприятные условия. Прежде всего требование сертификата, подтверж­дающего уровень владения английским языком, не позволяет многим бакалаврам поступить в ма­гистратуру Казахстана, хотя они имеют неплохую профессиональную подготовку. В РФ дело обстоит иначе: мы можем их принять, так как форма и проце­дура комплексного экзамена определяются самими вузами. Но все упирается в нострификацию. Сле­дует заметить, что в Казахстане запрещено поступ­ление в магистратуру с непрофильным бакалаври­атом, поэтому значительная часть муниципальных и государственных служащих в РК не имеет воз­можности поступить в магистратуру на направление «Государственное и местное самоуправление» при обязательном наличии соответствующего образова­ния в силу занимаемых должностей. В то же время в РФ мы можем зачислить таких претендентов на направление «Государственное и муниципальное управление», но при прохождении процедуры ност­рификации.

Особый интерес у ряда вузов-партнеров - напри­мер, Инновационного евразийского университета (Павлодар) - вызывают академические обмены бакалаврами, когда казахстанские студенты на се­местр прибывают в РФ. Это также является источ­ником дохода от образовательных услуг.

Опыт работы с Кокшетауским университетом имени Абая Мырзахметова показал, что подготовку по двудипломному образованию целесообразно строить на принципах профессионального удаления дипломов, что для студентов-иностранцев сверхпри­влекательно. Вузы должны подготовить таблицы со­ответствия направлений, профилей бакалавриата и магистерских программ. Например, в РК магистрант обучается по специальности «Юриспруденция» - в РФ по направлению «Экономика» по магистерской программе «Правовое регулирование предприни­мательской деятельности» и т.п. Соответственно, после двух лет обучения магистрант получит дип­ломы по разным направлениям.

Стоит отметить, что проблемы сотрудничества российских и казахстанских университетов будут в центре внимания Второго форума вузов пригранич­ных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, который состоится в мае 2012 года.

Аккридитация в образовании.2012.№54.С.53-55

Скачать