Экспресс-форум
По прогнозам экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан может стать одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века. Какой конкурентный образовательный продукт может предложить сегодня российская высшая школа на глобальном образовательном рынке? Каковы в этом случае лучшие практики, уже найденные и опробованные образовательными учреждениями России? Какова роль реализуемой в стране Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов?
Редакция журнала «АО» обратилась к ректорам вузов и проректорам по международной деятельности с просьбой ответить на вопросы по сути проблемы.
1. В Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов обозначен целый ряд параметров, задающих более значимое присутствие российской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг. Например, сегодня на долю РФ приходится лишь 2 процента от общего числа иностранных студентов в мире, к 2020 году предполагается увеличить этот показатель до 7. По вашему мнению, что главное и обязательное необходимо сделать для осуществления такого рывка?
2. Назовите, пожалуйста, наиболее перспективные - с точки зрения географии, профилей и форм подготовки - направления развития экспорта образовательных услуг отечественной высшей школы. В том числе с учетом опыта работы вашего вуза.
ГОРБУНОВ
Александр Павлович, ректор
Пятигорского государственного
лингвистического университета,
кандидат исторических наук,
профессор:
– Учитывая, что на долю коммерческого присутствия на мировом рынке услуг, в том числе в образовательной сфере, приходится более половины притока прямых иностранных инвестиций, эффективной формой наращивания экспорта образовательных услуг может стать открытие филиалов и представительств российских вузов, имеющих соответствующий потенциал и опыт и предлагающих конкурентоспособный образовательный продукт. К сожалению, в российской нормативно-правовой базе это учитывается только для стран СНГ, а вот по дальнему зарубежью ясности нет. Между тем мы регулярно получаем предложения от потенциальных зарубежных партнеров по сотрудничеству в указанном направлении.
Далее - необходимо создание образовательных альянсов и консорциумов, налаженное информационное сопровождение предлагаемых российскими вузами образовательных услуг. Наконец, необходима целевая государственная финансовая поддержка вузов на конкурсной основе по реализации экспорта образовательных услуг, что, в общем-то, предусматривается концепцией, но не стало принятой практикой.
– Представляется, что российские вузы могли бы стать базой профессиональной подготовки русскоговорящей молодежи стран Балтии, которая в силу внутриполитических реалий ограничена в возможностях получения высшего образования. Перспективными представляются страны Латинской Америки, Индия, Магриба. Исходя из нашего опыта, считаем значительным потенциал русскоговорящих диаспор, состоящих из выходцев из СССР, в Германии, Греции, на Кипре, ряде других стран, которые являются целевой аудиторией для вузов и требуют такого же целевого внимания. А формами подготовки могут быть как традиционная внутренняя интернационализация через набор иностранных студентов, так и активное включение в практику деятельности вузов трансграничного образования на основе уже упоминавшегося открытия филиалов, представительств, образовательных Центров вузов за рубежом.
АГАКОВ
Всеволод Георгиевич,
ректор Чувашского
государственного университета
имени И.Н. Ульянова, кандидат
физико-математических наук,
профессор:
– На наш взгляд, для обеспечения значимого присутствия российской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг в разделе законопроекта «Об образовании в РФ», касающемся международной деятельности, необходимо четче сформулировать формы и направления сотрудничества в сфере развития транснационального высшего образования. Они, как известно, призваны обеспечить развитие международной академической мобильности обучающихся, педагогических и научных работников вузов. Федеральные государственные образовательные стандарты по гуманитарным направлениям подготовки ориентированы, прежде всего, на подготовку специалистов для России. Поэтому вузы должны участвовать в формировании новых международных стандартов образовательных программ. Необходимо также шире использовать возможности сетевого взаимодействия с иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
– Наиболее перспективными направлениями экспорта образовательных услуг отечественной высшей школы могут быть приглашение в вузы иностранных преподавателей, включение в учебные планы дополнительных занятий на иностранных языках, использование возможностей дистанционного образования. Сегодня в Чувашском государственном университете обучается более 300 иностранных граждан из 36 государств. Выпускники-иностранцы в своих странах становятся своего рода послами не только России и Чувашии, но и нашего вуза. От того, насколько качественное образование мы дадим иностранным гражданам, зависит объем позитивной информации о вузе, который они донесут в свои страны.
Для наработки потенциала экспорта образовательных услуг можно эффективно использовать внутренние ресурсы: в частности, привлечение к работе граждан, проживающих на территории региона, где находится вуз. Например, одним из активных участников организации визита Президента Палестины Махмуда Аббаса в Чувашскую Республику в январе 2012 года стал уроженец Палестины, выпускник Российского университета дружбы народов, доцент факультета журналистики Чувашского государственного университета A.M. Эшкерат. Президент Палестины, посетивший ЧГУ имени И.Н. Ульянова, высоко оценил роль российской высшей школы в подготовке дипломированных специалистов для Палестины. Достаточно сказать, что сегодня в университете обучаются 13 студентов из этой страны. Надеемся, их число в ближайшее время возрастет.
МИЩЕНКО
Елена Сергеевна,
проректор по международным
связям Тамбовского государственного
технического университета,
доктор экономических наук,
профессор:
– В новом столетии расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования идет по пути интернационализации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Тамбовский государственный технический университет, как и другие крупнейшие вузы России, целенаправленно движется по этому пути с 1991 года. За прошедший период нами было обучено более 3 тыс. иностранных студентов из 50 стран мира, а на развитие университета направлено свыше 1 млн. долларов. В настоящее время от 4 до 5 процентов от общего числа студентов, обучающихся в ТГТУ, составляют иностранные студенты.
Сегодня университет ставит перед собой задачу расширения международной компоненты в своей деятельности, трансформации вуза в международный открытый университет. В ТГТУ разработана комплексная стратегия международного развития, отвечающая целям, поставленным в Концепции экспорта образовательных услуг РФ.
Наш университет полностью одобряет предложения, изложенные в концепции. Однако документ был предложен к обсуждению в 2009 году, а общая программа действий, по экспертным оценкам, нужна была еще раньше. Как показывает практика, не все планы поддаются осуществлению. Для их реализации необходимо объединение усилий правительственных организаций и университетского сообщества, а также настойчивость и последовательность в совместных действиях. На наш взгляд, не следует пренебрегать мнением периферийных вузов, обладающих уникальным опытом организации экспорта образовательных услуг в регионах.
Что же касается программ интернационализации, они уже есть во многих университетах, в том числе региональных, с ними можно ознакомиться на вузовских сайтах. Программы сходные, но они не объединены общей целью, поэтому принятие взаимной стратегии - дело безотлагательное.
– Принятая и реализуемая в ТГТУ стратегия международного развития, основная цель которой - создание университета открытого типа в соответствии с принципами Болонской декларации - достаточно эффективна, если судить по результатам. Но у нас есть задачи, которые невозможно решить без дополнительных инвестиций. К их числу принадлежит значительное улучшение социально-бытовых условий для иностранных студентов. Так, ТГТУ разработал проект строительства университетского комплекса для иностранных студентов и гостей университета, реализация которого возможна при финансировании со стороны государства.
Мы рассчитываем за пятнадцать-двадцать лет сформировать международный комплекс мирового уровня, которому будет по силам - на основе привлеченных инвестиций - решить проблемы сохранения и развития университетского образования в Центральном федеральном округе. Также комплекс будет способствовать решению многих экономических, демографических, социальных, технических и других актуальных проблем.
Преследуя цель быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и внешнем рынках, мы используем возможности участия в разработке совместных с зарубежными вузами учебных программ. Опыт такой работы очень полезен в организации учебного процесса, контроля качества подготовки студентов, перехода на уровневую, а в принципе - непрерывную, систему обучения студентов.
С 2005 года в ТГТУ часть предметов для специальностей «Системы автоматизированного проектирования», «Управление предприятием», «Стандартизация и сертификация» преподается на английском языке в рамках работы центра подготовки международных специалистов.
ПАТЛАСОВ
Олег Юрьевич,
проректор по международной
деятельности Омской гуманитарной
академии, доктор экономических
наук, профессор:
– Во-первых, необходима либерализация законодательной базы, регулирующей нострификацию дипломов бакалавров. Несмотря на вступивший в силу с 1 февраля 2012 года федеральный закон о совершенствовании процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, постановлением Правительства РФ предполагается выхолостить суть упрощения процедур признания дипломов через введение списка вузов, исходя из их рейтинга.
Во-вторых, на наш взгляд, логично вообще отменить нострификацию дипломов между Россией, Казахстаном, Белоруссией, учитывая особый характер взаимоотношений (Таможенный союз, Союзное государство России и Белоруссии), распространив такой порядок в ближайшей перспективе и на Киргизию. Сам факт необходимости нострификации дипломов бакалавров, не говоря уже о госпошлине в 4 тыс. рублей и не очень внятных процедурах в Главэкспертцентре, приводит к резкому сокращению потенциальных магистрантов из стран СНГ.
В-третьих, требует устранения такой фактор, как отсутствие политической воли на фоне роста бюрократических начал. Как известно, в Казахстане, в связи с заменой степени кандидат (доктор) наук на PhD, около 14 тыс. соискателей с высоким уровнем готовности диссертаций не имеют возможности защититься на родине. Однако Российская Федерация, вместо того чтобы получить практически одномоментно этот рынок послевузовского образования, не урегулировала вопрос о возможности признания кандидатских экзаменов, хотя соискатели из Казахстана готовы пересдать их на территории РФ. Более того, приказ Минобрнауки РФ от 12 декабря 2011 года № 2817 об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук прямо требует от иностранного соискателя нострификации диплома специалиста или магистра или - если речь идет о докторской диссертации - всех дипломов, включая диплом кандидата наук.
В-четвертых, необходимо уменьшить степень правового вакуума двудипломного образования. Когда мы говорим о таком образовании, то полагаем, что надо сместить крен с получения двух дипломов российскими студентами на подготовку зарубежных. Косвенно «модуль сбора данных для вузов 2011» ориентирует российскую высшую школу на двудипломное образование (см. позицию модуля 9 - «выдача совместных дипломов»).
– Омская гуманитарная академия на свой страх и риск активно работает с вузами Казахстана. Это не только дань моде, но и насущная необходимость, продиктованная демографической ямой: в Омском регионе в ближайшие пять лет количество выпускников школ не будет превышать 6 тыс. человек в год. Это обстоятельство вынуждает нас проводить международный маркетинг образовательных услуг, тем более что мы граничим с тремя областями Казахстана.
Сегодня для приграничного рынка образовательных услуг сложились благоприятные условия. Прежде всего требование сертификата, подтверждающего уровень владения английским языком, не позволяет многим бакалаврам поступить в магистратуру Казахстана, хотя они имеют неплохую профессиональную подготовку. В РФ дело обстоит иначе: мы можем их принять, так как форма и процедура комплексного экзамена определяются самими вузами. Но все упирается в нострификацию. Следует заметить, что в Казахстане запрещено поступление в магистратуру с непрофильным бакалавриатом, поэтому значительная часть муниципальных и государственных служащих в РК не имеет возможности поступить в магистратуру на направление «Государственное и местное самоуправление» при обязательном наличии соответствующего образования в силу занимаемых должностей. В то же время в РФ мы можем зачислить таких претендентов на направление «Государственное и муниципальное управление», но при прохождении процедуры нострификации.
Особый интерес у ряда вузов-партнеров - например, Инновационного евразийского университета (Павлодар) - вызывают академические обмены бакалаврами, когда казахстанские студенты на семестр прибывают в РФ. Это также является источником дохода от образовательных услуг.
Опыт работы с Кокшетауским университетом имени Абая Мырзахметова показал, что подготовку по двудипломному образованию целесообразно строить на принципах профессионального удаления дипломов, что для студентов-иностранцев сверхпривлекательно. Вузы должны подготовить таблицы соответствия направлений, профилей бакалавриата и магистерских программ. Например, в РК магистрант обучается по специальности «Юриспруденция» - в РФ по направлению «Экономика» по магистерской программе «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» и т.п. Соответственно, после двух лет обучения магистрант получит дипломы по разным направлениям.
Стоит отметить, что проблемы сотрудничества российских и казахстанских университетов будут в центре внимания Второго форума вузов приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, который состоится в мае 2012 года.
Аккридитация в образовании.2012.№54.С.53-55