Ноосферные люди
Последователи Владимира Вернадского представили свои исследования в естественнонаучной сфере
Человечество всегда искало разгадку жизни, её смысл и высшее предназначение. Но только в XX веке началась выработка новой системы взаимоотношения человека и природы. Переход к новому научному мировоззрению связан с именем В. И. Вернадского. Гениальный учёный, естествоиспытатель и мыслитель заложил фундамент естественнонаучного понимания деятельности человека, создал основу исследования системы «человек — общество — природа».
Идеи В. И. Вернадского сегодня по-прежнему актуальны, и количество их последователей постоянно растёт. Это в очередной раз доказали XVI областные юношеские чтения имени великого учёного. Задачей чтений, организуемых управлением образования и науки области, областным институтом повышения квалификации работников образования, центром развития творчества детей и юношества и поддерживаемых ТТУ им. Г. Р. Державина, ТГТУ и МичГАУ, является продвижение различных молодёжных проектов, в том числе научных и экологических.
В чтениях приняли участие школьники, студенты, молодые учёные и педагоги. Они представляли результаты своих разработок в области биологии, геологии, геохимии, минералогии и экологии.
В ходе работы «школьной» секции прозвучало тринадцать докладов. Чтобы отобрать их, жюри пришлось немало потрудиться, ведь было представлено более ста исследовании. По итогам чтении лучшей в секции школьников была признана работа М. Балашовой из школы №2 Мичуринска (руководитель — учитель химии О. Ушакова). М. Балашова уже четыре года изучает проблему заболачивания озёр Тамбовской области, исследуя в качестве модели пойменное озеро Лесной Воронеж. Этот водоём находится вблизи оздоровительного лагеря, и одной из задач исследования является восстановление рекреационной способности озера. Учащиеся школы, в том числе и М. Балашова, проводят постоянный мониторинг состояния водоёма, исследуют его растительный и животный мир, изучают химический состав воды. Кроме этого, школьники занимаются расчисткой прибрежной территории, чтобы сохранить природу леса и озера.
В секции молодых учёных и студентов было представлено пятнадцать работ. Победителем чтений в номинации стала творческая группа студентов под руководством Г. Володиной, кандидата химических наук доцента кафедры «Природопользование и защита окружающей среды» ТТТУ. Студенты-второкурсники Г. Реброва, М. Минаев, Ю. Казначеева проанализировали возможности рекуперации отходов полимерных упаковок. Авторы исследования отмечают серьёзность проблемы утилизации отходов. Таким образом студенты-экологи поддерживают и развивают идею Владимира Вернадского о переходе в сферу разума — ноосферу.
Третья секция — учителей школ и педагогов дополнительного образования — прошла в формате конкурса методических идей «Ноосферная культура — ноосферное образование — ноосферный человек». Педагоги представили разработки, посвящённые формированию экологических знаний и воспитанию экологического мышления школьников, проект бизнес- плана «Сельский туризм», образовательную программу «Социальная экология» и многие другие. Эти темы перекликаются с идеями В.И. Вернадского, который считал образование и просвещение важнейшими компонентами повышения культуры личности, без которой невозможно никакое разумное устройство общества. «Я глубоко убеждён и всё более убеждаюсь, что есть единственная возможность сделать культуру прочною — это возвысить массы, сделать для них культуру необходимою», — отмечал учёный.
По результатам выступлений лучшей в секции была признана работа Е. Филипповой, учителя географии из мичуринской гимназии. Она представила проект бизнес-плана «Сельский туризм», который предполагает организацию отдыха в сельской местности, знакомство с укладом жизни в деревне, ценностями народной культуры, прикладного искусства, местными обычаями и особенностями русской архитектуры.
Победителям в каждой номинации вручены дипломы и подарки от организаторов мероприятия. Традиционно итогом работы юношеских чтений имени В. И. Вернадского станет подготовка специального сборника, в который войдут доклады всех участников форума.
Ольга АРКАДИНА
Тамбовская жизнь.2014.№37.С.2