Реформа как фактор развития
На недавнем заседании «Открытого правительства» глава Правительства РФ Д. Медведев обсудил с экспертами комплекс вопросов, нацеленных на продолжение реформирования сферы образования в нашей стране. Затем по инициативе премьера эта тема рассматривалась на заседании кабинета министров России. По сути, речь шла о перспективных преобразованиях в образовательной сфере.
Насколько тема реформ в высшей школе актуальна для нашего региона, какой, в частности, видится перспектива Тамбовского государственного технического университета? Об этом беседа с заслуженным деятелем науки и техники России, доктором технических наук, профессором, ректором ТГТУ С. Мищенко.
— Сергей Владимирович, если не возражаете, то начнём, скажем так, с «обывательского» вопроса. В последние годы постоянно твердят о необходимости реформ в образовательной сфере. Постоянно возникают какие-то концепции, новации... А может быть, это просто какой-то неуместный «зуд» псевдореформаторства?
— Вопрос, к сожалению, не только, как вы сказали, «обывательский». Как ректор порой сталкиваюсь с подобными суждениями и в нашей — профессиональной — среде.
Да, действительно, в своё время в нашей стране (ещё в советские времена) была выработана весьма приличная концепция образования, сформирована и внедрена её успешная практическая модель. На всех этапах: от дошкольного до поствузовского. Причём это было признано не только в СССР, а и за пределами страны. Но система эта была оптимальна на вполне определенном этапе развития государства, общества, наконец, применима к определённой социально-экономической системе. Думаю, что те, кто сегодня твердят о «реформаторском зуде», скорее всего не понимают сути происходящего.
Обратимся за примерами к истории нашего вуза. Смотрите, само создание в 1958 году в Тамбове филиала Московского института химического машиностроения было обусловлено потребностью в инженерных кадрах для бурно развивавшейся в те годы экономики региона. Вспомним, что спустя годы в ТИХМе возникают специальности строительного комплекса и другие. И это тоже был адекватный ответ на вызовы времени.
Да и преобразование института в технический университет в 1993 году было не просто сменой вывески. Мы первыми в Тамбовской области пошли на это. Истекшее десятилетие университетской истории технического вуза доказало правильность нашего решения. ТГТУ сегодня — это не только образовательный, но и научно-исследовательский комплекс.
— Если не ошибаюсь, сегодня в недрах ТГТУ «зреет» очередной реформаторский проект. Скажите, а что же теперь (согласно обновлённой концепции) должно измениться?
— Да, вы правы, очередной проект «зреет». Более того, скажу, что его основные положения мы уже обсудили на учёном совете университета, доложили о его основных целях и этапах главе администрации области Олегу Ивановичу Бетину. Мы консультировались с авторитетными учёными в Российской академии наук, а также со специалистами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Если кратко, то речь идёт о развитии на базе ТГТУ Российского университета технологий устойчивого развития. Поясню. Переход российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития основывается на базисных положениях «Стратегии-2020». Признано, что этот переход невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерческим использованием знаний и технологий, комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций во всех сферах экономики и общественной жизни...
— Полагаю, что с этим вряд ли кто будет спорить. Но что же надо реально сделать, чтобы появилась и заработала долгожданная инновационная система?
— В нашем понимании для создания эффективной инновационной системы потребуется многое. Во-первых, многократное повышение результативности вузовских секторов генерации знаний. Проще говоря, речь идёт о фундаментальной и прикладной науке в университете. Во-вторых, преодоление фрагментарности ранее созданной инновационной инфраструктуры. Ведь, по сути, сегменты этой инфраструктуры уже есть. Это научно-образовательные центры, инновационно-технологические и инжиниринговые центры и многое другое. Но проблема-то здесь в том, что пока всё это действует разрозненно, без единого организационного стержня.
В-третьих, необходимо осуществление модернизации системы образования, являющейся основой динамичного социально-экономического развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны в целом. Что имеется в виду? Обеспечение качественного непрерывного многоуровневого профессионального образования. Ключевое слово здесь — «непрерывное». Мы можем и должны организационно и методологически «увязать» воедино профильные классы в школе, начальное и среднее профессиональное, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
— Сергей Владимирович, согласен, всё это звучит убедительно. Но как, за счёт чего этого можно добиться? Думаю, надо признать, что сегодня, увы, привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий остаётся проблематичным...
— Это не совсем так. Ситуация не так быстро, как хотелось бы, но постепенно меняется. Мы уже имеем опыт интеграции с профильными институтами Российской академии наук, с ведущими научно-образовательными центрами и лабораториями. Поверьте, это открывает новые перспективы. И молодые учёные, в частности, воспитанные в ТГТУ, проявляют к этому всё больший интерес.
Пришло время приглашения в вуз ведущих, в том числе иностранных, ученых для проведения научных исследований на мировом уровне. И мы это уже делаем.
Есть ещё один важный аспект, требующий внедрения новых, более эффективных приёмов и методов работы вуза. Я имею в виду обеспечение опережающего уровня подготовки кадров для высокотехнологичных и базовых секторов экономики. Причём не только для нашего региона, но и для России.
— Слушаю вас с интересом, но ловлю себя на мысли: ведь всё это потребует вполне определённых ресурсов. Где же их взять сегодня?
— Знаете, я убеждён в том, что сегодня зачастую речь надо вести не о дефиците ресурсов, а об их рациональном использовании. Мыс коллегами по университету нацелены не необходимость концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов вузов региона на решении задач приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, на достижение на этой основе результатов мирового уровня.
И это не громкие слова. В ряде регионов уже опробована и даёт синергетический эффект практика создания совместных научно-образовательных центров и лабораторий, центров коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудованием. Думается, что и совместное участие тамбовских вузовских учёных в проектах по федеральным и ведомственным целевым программам, таким, как «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Федеральная целевая программа развития профессионального образования на 2011—2015 годы», позволит достичь желаемого результата.
Здесь есть ещё один, по-моему, весьма значимый аспект. Ведь не секрет, что зачастую наши научные разработки, получившие признание в России и за рубежом, крайне медленно доходят до практического внедрения или вообще остаются невостребованными. Так вот, наша концепция предусматривает создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и разработок вузов. Мы прекрасно понимаем, что это потребует формирования материально-технической базы и особых инструментов поддержания интеллектуального потенциала для стремительного развития бизнеса в вузовских бизнес-инкубаторах, центрах трансфера технологий и технопарках.
— Сергей Владимирович, если можно, давайте в «телеграфном стиле» попытаемся сформулировать принципы, положенные вами и вашими коллегами в основу построения и развития системы инновационно-ориентированной подготовки специалистов для высокотехнологичных и базовых секторов экономики.
— Ну, что же. Можно и в «телеграфном». Итак, по порядку.
(Говорит, загибая пальцы). Соответствие требованиям внешней среды. Это раз. Потенциальная гибкость и инновационная направленность научно-образовательной системы. Это два. Сопряженность образовательных программ школьного, среднего профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Это три. Интеграция учебной, научной и инновационной деятельности. Это четыре. И пятое — это рациональное управление структурными подразделениями интегрированной научно-образовательной системы.
Вот на базе этих-то принципов мы и предлагаем сформировать новый подход к созданию и развитию гибкой интегрированной научно-образовательной системы инновационно-ориентированной подготовки кадров для высокотехнологичных и базовых отраслей экономики Тамбовской области и Российской Федерации.
Мы готовы к работе по созданию на базе ТГТУ Российского университета технологий устойчивого развития. Новый университет будет призван также осуществлять генерацию знаний на основе проведения широкого спектра фундаментальных и прикладных научных исследований и обеспечивать разработку инновационной продукции в составе инновационных территориально-отраслевых кластеров и технологических платформ.
В нашем понимании цели обновлённого вуза практически совпадают с целями исследовательского университета.
— Мысль понятна. А в чём принципиальное отличие предлагаемого вами Российского университета технологий устойчивого развития от других типов интегрированных научно-образовательных систем?
— Суть нашего концептуального предложения состоит в объединении ряда инновационных составляющих: в образовательной и научной сферах, в инновационной деятельности и в сфере менеджмента в условиях сетевого взаимодействия научно-образовательных учреждений, научных и производственных организаций региона в составе территориально-отраслевых кластеров при реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области, ЦФО, России.
В нашем понимании развитие экономики области, в первую очередь, связано с использованием её главного конкурентного преимущества — с плодородием земель, применением передовых технологий ведения сельского хозяйства, с модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем «Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года» содержит и более широкий комплекс задач, от реализации которых зависит конкурентоспособность её экономики и, что весьма важно, рост благосостояния и качества жизни населения.
Кстати, не случайно мы предлагаем вузу присвоить имя академика Вернадского. Владимир Иванович не только биографически связан с нашим краем, но и, создав теорию ноосферы, одним из первых обосновал внутреннюю обусловленность проблем экономики, интеллектуальной сферы и окружающей среды как факторов устойчивого развития цивилизации. Кроме того, разговор об этом мы ведем с вами в преддверии 150-летнего юбилея выдающегося ученого.
Так вот, стратегия устойчивого территориального развития, в нашем понимании, заключается в максимальном использовании благоприятного и минимизации негативного воздействия региональных факторов, а также при- родно-географических и социально- исторических условий.
Реализация упомянутой стратегии предполагает устойчивый экономический рост в пределах хозяйственной ёмкости экосистем на основе взаимно сбалансированного использования человеческого, природно-ресурсного, производственно-технологического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества.
— Мне кажется, что разговор у нас получается весьма масштабный, выходящий далеко за рамки простого реформирования отдельно взятого тамбовского вуза. И всё же. Давайте в финале нашей беседы ещё раз вернёмся к основным целям создания и организационной структуре предлагаемого вами Российского университета технологий устойчивого развития имени академика Вернадского.
— Хорошо. Как говорится, «повторение — мать учения». Целью создания университета технологий устойчивого развития в Тамбовской области является развитие системы высшего профессионального образования на основе региональных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой Тамбовской области, Центрального Федерального округа и России.
Если предельно конкретно: реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении национальной химической, технологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Стратегическая миссия предлагаемого университета видится в формировании и развитии конкурентоспособного российского человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок.
Университет призван реализовать эту миссию, организуя и координируя работу по сбалансированному обеспечению крупных программ социально- экономического развития всех территорий квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.
— Признаюсь, для меня — гуманитария — это звучит, хотя и немного пафосно, но убедительно. Давайте уточним: какие же кластеры технологий устойчивого развития, по вашему мнению, может охватить предлагаемый вами университет?
— Ответ здесь вполне очевиден и продиктован, с одной стороны, научно-образовательными ресурсами, накопленными за более чем полувековую историю ТГТУ, с другой — вызовами времени.
Таких кластеров мы охватываем достаточно много: прежде всего традиционный для нас территориально-отраслевой кластер химической промышленности, далее — территориально-отраслевой кластер машиностроения и наноиндустрии, кластер пищевой и перерабатывающей промышленности, радиотехники и связи, производства и распределения энергии, транспортных услуг, архитектуры и строительной индустрии, информационных технологий, оборонно-промышленного комплекса.
Замечу, что все эти предложения сформированы нами с учётом технологических платформ, утвержденных Правительственной комиссией, и приоритетов, определенных Стратегией развития Тамбовской области и Центрального федерального округа.
Например, как вы знаете, в Тамбовской области активно развивается и получил всестороннюю поддержку проект под руководством губернатора О. И. Бетина, связанный с продовольственной безопасностью, — «Зеленая долина». Так вот, его положения также органично сочетаются с предлагаемой концепцией.
В реализации данного подхода могут активно участвовать все образовательные и научные организации Тамбовской области, предприятия. Наш проект открыт для обсуждения, мы готовы рассмотреть предложения заинтересованных сторон о его развитии.
— Сергей Владимирович, спасибо вам за беседу. Спасибо за то, что рассказали нашим читателям об очередном инновационном предложении ТГТУ. Будем надеяться, что к концепции Российского университета технологий устойчивого развития имени академика Вернадского будет проявлен интерес со стороны властных структур, бизнес-сообщества и общественности. Успехов вам и вашим коллегам.
— Спасибо. Будем работать дальше.
Павел ВОЛОДИН.
Тамбовская жизнь.2012.№116.С.4