Реформа как фактор развития

На недавнем заседании «Открытого правительства» глава Правительства РФ Д. Медведев обсудил с экспер­тами комплекс вопросов, нацеленных на продолжение реформирования сферы образования в нашей стране. Затем по инициативе премьера эта тема рассматрива­лась на заседании кабинета министров России. По сути, речь шла о перспективных преобразованиях в образо­вательной сфере.

Насколько тема реформ в высшей школе актуальна для нашего региона, какой, в частности, видится перспекти­ва Тамбовского государственного технического универ­ситета? Об этом беседа с заслуженным деятелем науки и техники России, доктором технических наук, профес­сором, ректором ТГТУ С. Мищенко.

— Сергей Владимирович, если не возражаете, то начнём, скажем так, с «обывательского» вопроса. В послед­ние годы постоянно твердят о необхо­димости реформ в образовательной сфере. Постоянно возникают какие-то концепции, новации... А может быть, это просто какой-то неуместный «зуд» псевдореформаторства?

— Вопрос, к сожалению, не только, как вы сказали, «обывательский». Как ректор порой сталкиваюсь с подобны­ми суждениями и в нашей — професси­ональной — среде.

Да, действительно, в своё время в нашей стране (ещё в советские време­на) была выработана весьма приличная концепция образования, сформиро­вана и внедрена её успешная практи­ческая модель. На всех этапах: от до­школьного до поствузовского. Причём это было признано не только в СССР, а и за пределами страны. Но система эта была оптимальна на вполне опре­деленном этапе развития государства, общества, наконец, применима к опре­делённой социально-экономической системе. Думаю, что те, кто сегодня твердят о «реформаторском зуде», скорее всего не понимают сути проис­ходящего.

Обратимся за примерами к истории нашего вуза. Смотрите, само создание в 1958 году в Тамбове филиала Москов­ского института химического машино­строения было обусловлено потребно­стью в инженерных кадрах для бурно развивавшейся в те годы экономики региона. Вспомним, что спустя годы в ТИХМе возникают специальности стро­ительного комплекса и другие. И это тоже был адекватный ответ на вызовы времени.

Да и преобразование института в технический университет в 1993 году было не просто сменой вывески. Мы первыми в Тамбовской области пошли на это. Истекшее десятилетие универ­ситетской истории технического вуза доказало правильность нашего реше­ния. ТГТУ сегодня — это не только об­разовательный, но и научно-исследова­тельский комплекс.

— Если не ошибаюсь, сегодня в не­драх ТГТУ «зреет» очередной рефор­маторский проект. Скажите, а что же теперь (согласно обновлённой концеп­ции) должно измениться?

— Да, вы правы, очередной проект «зреет». Более того, скажу, что его ос­новные положения мы уже обсудили на учёном совете университета, доложили о его основных целях и этапах главе администрации области Олегу Ивано­вичу Бетину. Мы консультировались с авторитетными учёными в Российской академии наук, а также со специалиста­ми Министерства образования и науки Российской Федерации.

Если кратко, то речь идёт о разви­тии на базе ТГТУ Российского универси­тета технологий устойчивого развития. Поясню. Переход российской экономи­ки с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития ос­новывается на базисных положениях «Стратегии-2020». Признано, что этот переход невозможен без формирова­ния конкурентоспособной в глобаль­ном масштабе национальной иннова­ционной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерческим использованием знаний и технологий, комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимо­действие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерче­ских организаций во всех сферах эконо­мики и общественной жизни...

Полагаю, что с этим вряд ли кто будет спорить. Но что же надо реально сделать, чтобы появилась и заработа­ла долгожданная инновационная си­стема?

— В нашем понимании для созда­ния эффективной инновационной системы потребуется многое. Во-первых, многократное повышение результатив­ности вузовских секторов генерации знаний. Проще говоря, речь идёт о фундаментальной и прикладной науке в университете. Во-вторых, преодоле­ние фрагментарности ранее созданной инновационной инфраструктуры. Ведь, по сути, сегменты этой инфраструктуры уже есть. Это научно-образовательные центры, инновационно-технологи­ческие и инжиниринговые центры и многое другое. Но проблема-то здесь в том, что пока всё это действует разроз­ненно, без единого организационного стержня.

В-третьих, необходимо осущест­вление модернизации системы обра­зования, являющейся основой дина­мичного социально-экономического развития общества, фактором благо­получия граждан и безопасности стра­ны в целом. Что имеется в виду? Обе­спечение качественного непрерывного многоуровневого профессионального образования. Ключевое слово здесь — «непрерывное». Мы можем и должны организационно и методологически «увязать» воедино профильные классы в школе, начальное и среднее профес­сиональное, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное об­разование.

Сергей Владимирович, согласен, всё это звучит убедительно. Но как, за счёт чего этого можно добиться? Ду­маю, надо признать, что сегодня, увы, привлечение молодежи в сферу нау­ки, образования и высоких технологий остаётся проблематичным...

— Это не совсем так. Ситуация не так быстро, как хотелось бы, но посте­пенно меняется. Мы уже имеем опыт интеграции с профильными института­ми Российской академии наук, с веду­щими научно-образовательными цен­трами и лабораториями. Поверьте, это открывает новые перспективы. И моло­дые учёные, в частности, воспитанные в ТГТУ, проявляют к этому всё больший интерес.

Пришло время приглашения в вуз ведущих, в том числе иностранных, ученых для проведения научных иссле­дований на мировом уровне. И мы это уже делаем.

Есть ещё один важный аспект, тре­бующий внедрения новых, более эф­фективных приёмов и методов работы вуза. Я имею в виду обеспечение опережающего уровня подготовки кадров для высокотехнологичных и базовых секторов экономики. Причём не только для нашего региона, но и для России.

Слушаю вас с интересом, но лов­лю себя на мысли: ведь всё это потре­бует вполне определённых ресурсов. Где же их взять сегодня?

— Знаете, я убеждён в том, что се­годня зачастую речь надо вести не о де­фиците ресурсов, а об их рациональном использовании. Мыс коллегами по уни­верситету нацелены не необходимость концентрации материальных и интел­лектуальных ресурсов вузов региона на решении задач приоритетных направ­лений развития науки, технологий и техники, на достижение на этой основе результатов мирового уровня.

И это не громкие слова. В ряде ре­гионов уже опробована и даёт синергетический эффект практика создания совместных научно-образовательных центров и лабораторий, центров коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудо­ванием. Думается, что и совместное участие тамбовских вузовских учёных в проектах по федеральным и ведом­ственным целевым программам, та­ким, как «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Федеральная целевая программа раз­вития профессионального образования на 2011—2015 годы», позволит достичь желаемого результата.

Здесь есть ещё один, по-моему, весьма значимый аспект. Ведь не се­крет, что зачастую наши научные раз­работки, получившие признание в Рос­сии и за рубежом, крайне медленно доходят до практического внедрения или вообще остаются невостребован­ными. Так вот, наша концепция предус­матривает создание условий для ком­мерциализации результатов научных исследований и разработок вузов. Мы прекрасно понимаем, что это потре­бует формирования материально-технической базы и особых инструментов поддержания интеллектуального по­тенциала для стремительного развития бизнеса в вузовских бизнес-инкубато­рах, центрах трансфера технологий и технопарках.

— Сергей Владимирович, если можно, давайте в «телеграфном сти­ле» попытаемся сформулировать принципы, положенные вами и ва­шими коллегами в основу построения и развития системы инновационно-ориентированной подготовки специ­алистов для высокотехнологичных и базовых секторов экономики.

— Ну, что же. Можно и в «телеграф­ном». Итак, по порядку.

(Говорит, загибая пальцы). Соот­ветствие требованиям внешней среды. Это раз. Потенциальная гибкость и инновационная направленность научно-образовательной системы. Это два. Сопряженность образовательных про­грамм школьного, среднего професси­онального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионально­го образования. Это три. Интеграция учебной, научной и инновационной деятельности. Это четыре. И пятое — это рациональное управление структурны­ми подразделениями интегрированной научно-образовательной системы.

Вот на базе этих-то принципов мы и предлагаем сформировать новый подход к созданию и развитию гибкой интегрированной научно-образова­тельной системы инновационно-ориентированной подготовки кадров для высокотехнологичных и базовых отрас­лей экономики Тамбовской области и Российской Федерации.

Мы готовы к работе по созданию на базе ТГТУ Российского университе­та технологий устойчивого развития. Новый университет будет призван так­же осуществлять генерацию знаний на основе проведения широкого спектра фундаментальных и прикладных науч­ных исследований и обеспечивать раз­работку инновационной продукции в составе инновационных территориаль­но-отраслевых кластеров и технологи­ческих платформ.

В нашем понимании цели обнов­лённого вуза практически совпадают с целями исследовательского универси­тета.

Мысль понятна. А в чём прин­ципиальное отличие предлагаемого вами Российского университета техно­логий устойчивого развития от других типов интегрированных научно-обра­зовательных систем?

— Суть нашего концептуального предложения состоит в объединении ряда инновационных составляющих: в образовательной и научной сферах, в инновационной деятельности и в сфере менеджмента в условиях сетевого вза­имодействия научно-образовательных учреждений, научных и производствен­ных организаций региона в составе территориально-отраслевых кластеров при реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области, ЦФО, России.

В нашем понимании развитие эко­номики области, в первую очередь, связано с использованием её главного конкурентного преимущества — с пло­дородием земель, применением пере­довых технологий ведения сельского хозяйства, с модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем «Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года» содержит и более широкий ком­плекс задач, от реализации которых зависит конкурентоспособность её экономики и, что весьма важно, рост благосостояния и качества жизни на­селения.

Кстати, не случайно мы предлагаем вузу присвоить имя академика Вернад­ского. Владимир Иванович не только биографически связан с нашим краем, но и, создав теорию ноосферы, одним из первых обосновал внутреннюю об­условленность проблем экономики, ин­теллектуальной сферы и окружающей среды как факторов устойчивого разви­тия цивилизации. Кроме того, разговор об этом мы ведем с вами в преддверии 150-летнего юбилея выдающегося уче­ного.

Так вот, стратегия устойчивого тер­риториального развития, в нашем по­нимании, заключается в максимальном использовании благоприятного и ми­нимизации негативного воздействия региональных факторов, а также при- родно-географических и социально- исторических условий.

Реализация упомянутой стратегии предполагает устойчивый экономиче­ский рост в пределах хозяйственной ёмкости экосистем на основе взаим­но сбалансированного использования человеческого, природно-ресурсного, производственно-технологического по­тенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества.

Мне кажется, что разговор у нас получается весьма масштабный, выходящий далеко за рамки просто­го реформирования отдельно взятого тамбовского вуза. И всё же. Давайте в финале нашей беседы ещё раз вер­нёмся к основным целям создания и организационной структуре предлага­емого вами Российского университета технологий устойчивого развития име­ни академика Вернадского.

— Хорошо. Как говорится, «повто­рение — мать учения». Целью создания университета технологий устойчивого развития в Тамбовской области являет­ся развитие системы высшего профес­сионального образования на основе региональных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой Тамбовской обла­сти, Центрального Федерального окру­га и России.

Если предельно конкретно: ре­альное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институ­циональной формы организации науч­ной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную на­грузку в кадровом и научном обеспече­нии национальной химической, техно­логической безопасности и устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Стратегическая миссия предлагае­мого университета видится в формиро­вании и развитии конкурентоспособно­го российского человеческого капитала на основе создания и реализации инно­вационных услуг и разработок.

Университет призван реализовать эту миссию, организуя и координируя работу по сбалансированному обеспе­чению крупных программ социально- экономического развития всех терри­торий квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов ин­теллектуальной деятельности до практического применения.

Признаюсь, для меня — гума­нитария — это звучит, хотя и немного пафосно, но убедительно. Давайте уточним: какие же кластеры техноло­гий устойчивого развития, по вашему мнению, может охватить предлагае­мый вами университет?

— Ответ здесь вполне очевиден и продиктован, с одной стороны, научно-образовательными ресурсами, на­копленными за более чем полувековую историю ТГТУ, с другой — вызовами времени.

Таких кластеров мы охватываем достаточно много: прежде всего тра­диционный для нас территориаль­но-отраслевой кластер химической промышленности, далее — террито­риально-отраслевой кластер маши­ностроения и наноиндустрии, кластер пищевой и перерабатывающей про­мышленности, радиотехники и связи, производства и распределения энер­гии, транспортных услуг, архитектуры и строительной индустрии, информаци­онных технологий, оборонно-промыш­ленного комплекса.

Замечу, что все эти предложения сформированы нами с учётом техно­логических платформ, утвержденных Правительственной комиссией, и при­оритетов, определенных Стратегией развития Тамбовской области и Цен­трального федерального округа.

Например, как вы знаете, в Там­бовской области активно развивается и получил всестороннюю поддержку проект под руководством губернатора О. И. Бетина, связанный с продоволь­ственной безопасностью, — «Зеленая долина». Так вот, его положения также органично сочетаются с предлагаемой концепцией.

В реализации данного подхода могут активно участвовать все обра­зовательные и научные организации Тамбовской области, предприятия. Наш проект открыт для обсуждения, мы го­товы рассмотреть предложения заинте­ресованных сторон о его развитии.

Сергей Владимирович, спа­сибо вам за беседу. Спасибо за то, что рассказали нашим читателям об очередном инновационном предло­жении ТГТУ. Будем надеяться, что к концепции Российского университе­та технологий устойчивого развития имени академика Вернадского будет проявлен интерес со стороны власт­ных структур, бизнес-сообщества и общественности. Успехов вам и вашим коллегам.

— Спасибо. Будем работать дальше.

Павел ВОЛОДИН.

Тамбовская жизнь.2012.№116.С.4

Скачать