Судьба поэта

Он был дружен с Кондратием Рылеевым, Александром Бестужевым, Вильгельмом Кюхельбекером и другими декабристами, но к их лагерю не примкнул.

Сын генерал-лейтенанта, богатого помещика, племянник сенатора и двух адмиралов, он, несмотря на это, не пошел и с теми, кто будет вешать.
Он стал одним из первых представителей поколения “лишних людей”, и это предопределило его духовную трагедию.

В молодости считавшийся соперником великого Пушкина, он вскоре был не понят и забыт современниками, и умер, не замеченный никем.
Подлинное признание и слава пришли к нему лишь в наше время.

Такова судьба Евгения Боратынского…

  “….Мне кажется, что уезжая из Мары, я взял отпуск у дружбы и что, уезжая из Тамбова, я взял отпуск у любви…”

Боратынский Евгений Абрамович — поэт, родился 2 марта 1800 г. в селе Вяжле, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии, воспитывался в Пажеском корпусе, откуда в 1816 г. был исключен с воспрещением поступать на военную службу.

Три года спустя, после усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в лейб-гвардейский егерский полк; в 1820 г., произведенный в унтер офицеры, был переведен в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, и пробыл здесь около шести лет, до производства в офицеры, после чего вышел в отставку, женился и поселился в Москве. В 1843 г. отправился с семейством за границу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и умер 29 июня 1844 г. Сочинения Боратынского в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1869 и 1884 гг.

Боратынский начал писать стихи еще юношей живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателя ми, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов- “романтиков"

Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны, усилило романтический характер поэзии Боратынского, а с другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской жизни, кроме ряда вызванных ими небольших стихотворений, с особенною яркостью отразились в первой поэме Боратынского: — “Эда” (1826), которую Пушкин приветствовал, как “произведение, замечательное своей оригинальной простотою, прелестью рассказа, живостью красок и очерком характеров, слегка, но мастерски означенных”. Вслед за этой поэмой явились “Бал”, “Пиры” и “Цыганка”, в которых молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и еще более — влиянию “властителя дум” современного ему поколения — Байрона. Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, нередко не уступающего пушкинскому, эти поэмы по своему содержанию и литературному значению стоят, однако, гораздо ниже лирических стихотворений Боратынского, из которых многие и до сих пор не утратили своей прелести. Общий характер лирики Боратынского — грустно-задумчивый; непосредственное поэтическое чувство в его произведениях почти всегда подчиняется рефлектирующей мысли и творческое одушевление уступает место холодной “игре ума”. Сосредоточиваясь на том или ином вопросе общефилософского характера, поэт тревожно ищет выхода среди являющихся ему противоречий, — ищет разрешения мучительных сомнений, — и не находит или если и находит, то только на время, ненадолго, — чтобы затем снова вернуться к “загадкам бытия”, которые представляются ему неразрешимыми. Как поэт, он почти совсем не поддается вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишен определенного, вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, несмотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко — глубину содержания. Лучшие из его лирических стихотворений: “На смерть Гете”, “Финляндия”, “Последний поэт”, “Череп”, “Последняя смерть”.

Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон.

1903 г.