Рахманинов-феномен XX века

 

Музыкальная культура даровала миру плеяду блестящих творцов музыки, определивших ее бессмертие: солнечный Моцарт, философ Бах, неистовый борец с судьбой Бетховен, поэт фортепиано Шопен, В русской ветви — "больная совесть России" Мусоргский, певец любви Чайковский, сказочник Римский-Корсаков, первопроходец цветомузыки Скрябин. Продолжая этот список, несомненно, остановишься на Рахманинове - гениальном композиторе, феноменальном пианисте и выдающемся дирижере. Он стал властителем сердец любителей музыки, ибо исповедовал в искусстве чистоту, искренность, правду и красоту. Рахманинов говорил: "В творчестве меня вдохновляло только желание создать что-то прекрасное и художественное... Прямо и просто выражать то, что у меня на сердце". Широкая слава, пришедшая к Рахманинову, очевидно, породила обывательское мнение о том, что у него была светлая и безоблачная дорога в жизни и искусстве. Это глубокое заблуждение.

Феномен Рахманинова вобрал в себя все глубинные катаклизмы социокультурных ломок рубежа ХIХ-ХХ веков, потрясений первой мировой войны и трех русских революций. Конечно, все это в первую очередь отразилось на обществе, но это же повлияло и на каждую отдельную личность, особенно человека-творца, такого, в частности, как Рахманинов.

Нельзя забывать и того, что Рахманинов пережил драму отношений между родителями - разорение семейного гнезда, уход из семьи отца. Из-за бездушия профессора Петербургской консерватории В. В. Демянского чуть было не погиб на корню юный талант музыканта. В пансионе Зверева, где все, казалось бы, складывалось хорошо, непонимание воспитателем стремления ученика к сочинению музыки привело к уходу Сергея из пансиона и полуголодному существованию. Очередные превратности судьбы преследовали его и далее. Болезнь (воспаление мозга после купания в холодной реке), провал Первой симфонии, разочарование в творчестве, наконец, Октябрьская революция 1917 года, лишившая его материальных накоплений, усадьбы, заставившая эмигрировать и начать все заново.

Невольно возникает вопрос: что же позволило Рахманинову преодолеть все невзгоды, где нашел музыкант физические и нравственные силы противостоять судьбе и взойти на музыкальный Олимп? По мнению С. В. Рахманинова, он бесконечно благодарен С. Н. Звереву, его школе воспитания и образования. В его пансионе нерасторжимо были соединены творческий и бытовой уклад, подчинение всего воспитанию музыканта-художника. На фотографии Н.С. Зверев с учениками.

Одновременно шло нравственное воспитание. Это проявилось в доброжелательном общении педагога с учениками и между воспитанниками. Сергей Николаевич не терпел лжи, лени, зависти, агрессивности, истеричности. Он культивировал труд, его систематичность и продуктивность, что демонстрировал личным примером. Не будучи богатым человеком, Зверев работал с утра до вечера в консерватории и частных домах и на этот "бюджет" содержал своих воспитанников. Он учил ребят самообслуживанию, содержанию в идеальной чистоте одежды и обуви, учил светским манерам: приему и проводам гостей, поведению в обществе. Для этого в доме Зверева по воскресеньям устраивались хлебосольные обеды, на которых бывали Чайковский, Рубинштейн, Танеев, известные художники и адвокаты. Так шла кристаллизация музыкального дарования и человеческих качеств Рахманинова. В последующем самообразование стало необходимым жизненным принципом композитора, что в конечном итоге вылилось в такую характеристику, данную ему двоюродной сестрой З.А. Прибытковой: "Рахманинов-человек был выдающимся явлением. Все в нем было достойно удивления и любви. У него была большая человеческая душа, которую он раскрывал перед теми, кто умел понять его. Принципиальность его в кардинальных и мелких житейских вопросах была поистине достойна поклонения и подражания. Он был высоко моральным человеком, с настоящим понятием об этике и честности. Требовательность и строгость его к себе были абсолютны. Кривых путей он не прощал людям и беспощадно вычеркивал таких из круга своих привязанностей. Умен Рахманинов был исключительно и к тому же широко образован.

В области музыкального творчества Рахманинов проявил себя изначально в композиции. Здесь его талант во весь рост поднимается из опер "Алеко", "Франческо да Римини", "Скупой рыцарь, симфонии, фантазий, кантат, фортепианных концертов, этюдов-картин, романсов, уместно напомнить, что большую часть из этого багажа Рахманинов соз­дал на Тамбовщине. Ивановка распрямила ему крылья певца России. В сельской тиши шла работа над Первым концертом для фортепиано и юношеской симфонией ре минор. Они определили такие характерные черты его творчества, как лиризм, эмоциональность, драматизм, широкий размах пьющихся мелодий. Здесь наметились качества лирического героя его сочинений — человека, полного душевного благородства, свободолюбивого, отрицающего серость, мечтающего о счастье. Позже под влиянием революционных событий начала XX века, первой мировой войны это трансформируется в размышления о судьбе Родины, русского народа, личности человека. Академик Б. Асафьев заметил: "Рахманинов совсем особенно принимал предгрозовые настроения и бурные ритмы русской современности: не разрушение и хаос слышались ему, в предчувствие великих созидательных сил, возни­кающих из недр народных". Через лирические образы композитор выразил главное состояние русского человека — большую любовь к родному краю, верность Родине. Рахманинов всегда жил осенью поверял свои позднейшие замыслы. Это нашло отражение в созданных в Ивановке Втором и Третьем концертах для фортепиано, двадцати четырех прелюдиях, восьми этюдах-картинах, двух сонатах. Иные чувства, тогда же обуревавшие музыканта, определили выход из-под его юра суровой симфонической поэмы "Остров мертвых", полной света и радости кантаты "Весна", самоуглубленной "Литургии", философской вокально-симфонической поэмы "Колокола". Последнее произведение, как размышление о жизни и смерти, месте со "Всенощной" Рахманинов считал лучшим из созданного им. Напомним, что в Ивановке созданы и сорок два романса, изумительных по чистоте лирического чувства и глубине содержания.

Среди них такие шедевры вокальной музыки, как "Сирень", "Здесь хорошо, "Я опять одинок", "Проходит все", "Как мне больно". Можно подчеркнуть, что в произведениях, созданных на Тамбовщине, композитор показал себя чутким певцом русской природы, ее пробуждающихся и манящих зовов весны, трепетного и радостного "зеленого шума", свеже­сти летнего утра, покоя осеннего пейзажа и зеркальных вод. Он слышал и передал в музыкальных красках и разнообразие колокольного звона, напол­ненного глубочайшим духовным смыслом, который не передашь словами. Колокольность стала характерным в его музыке.

Тамбовская Ивановка - не только (лаборатория композиторского мастерства Рахманинова, но и его поисков в пианистическом и дирижерском искусстве. Какими только восторженными эпитетами не награждали Рахманинова-пианиста. Они подчеркивали одно: его искусство игры на фортепиано - явление уникальное, неповторимое. Рахманинов - это эпоха в истории русского и мирового пианизма, нигде его гении не выразился с такой силой и такой целостностью, как в сфере фортепиано. Современ­ники по праву называли его "волшебником фортепиано". Они же отмечали: когда Сергей Васильевич выходил на эстраду, садился за рояль и касался клавиш, зал замирал. Всем казалось, будто перед ними маг, который звуками музыки трогает завет­ные струны их сердец, и они, откликаясь, вызыва­ют легкую добрую улыбку или блесточки слезинок - пианист дарил миг блаженства. Сколько было таких мгновений? Трудно сказать, но известно, что они имели место, когда Рахманинов концерти­ровал в Москве, Петрограде, в городах Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Прибалти­ке, Молдавии, на Кавказе, в Крыму, выступал в странах Европы и Америки. По интенсивности кон­цертных выступлений Сергей Васильевич вряд ли имеет равных. Непокоренным пиком стоит его пиа­нистическое мастерство. За ним утвердилась слава одного из величайших представителей современ­ного искусства. Вот характерные высказывания критиков того времени: Игра г. Рахманинова отмечена редкой среди пианистов индивидуальностью" (Н. Куров). "Упругий звук необыкновенной амплитуды. Неиссякаемый запас ритмической жизненности, энергии. Полное, мягкое, бархатное туше. Сила. Громадная затаенная страстность, обуздываемая и сдерживаемая эстетическим чувством меры, грации, красоты. И сверх всего — управляющая всеми перечисленными преимуществами, до края всю игру наполняющая глубокая художественная осмысленность"          (Г. Конюс). "Решимся же прямо и определенно сказать: так в подлунном мире не играет никто" (Гр. Прокофьев).

Н. Метнер отмечал, что Рахманинов, кроме всего, "великий русский дирижер. Он, в противоположность большинству, им не сделался, а родился". Впервые Рахманинов встал за дирижерский пульт в 1893 году в Киеве, куда был приглашен для исполнения своей оперы "Алеко". Удачный дебют в дирижерском искусстве не прошел незамеченным. Его приглашают в Одессу, однако смерть Чайков­ского и работа над Элегическим трио помешали наметившейся поездке. В 1897 году меценат Савва Мамонтов предложил Сергею Васильевичу должность второго дирижера в своей Частной опере. Возможно, Рахманинов и отказался бы от этого предложения, если бы в это время не случился роковой провал его Первой симфонии. Музыкант дал себе слово больше не... сочинять. Господин случай поставил его на подиум и выявил дирижерский феномен Рахманинова.

Дирижированию Рахманинов нигде не учился, если не считать его поездки в Лейпцигскую консерваторию, где наблюдал единожды, как вел урок выдающийся венгерский дирижер Артур Никиш (1906 г.). Стать дирижером Рахманинову помогла природная одаренность: безупречный абсолютный слух, дающий возможность идеально слышать всю оркестровую ткань, феноменальная память, исключительный художественный вкус и умение безукоризненно читать ноты с листа. Кроме этого, у Рахманинова было мимически выразительное лицо и пластичные руки — важные компоненты дирижерского аппарата. В театре Мамонтова (сезон 1897—98) Рахманинов приобрел необходимую технику и опыт. Он провел 33 спектакля, исполнив 8 опер ("Самсон и Далила", "Русалка", "Кармен", "Орфей™, "Рогнеда", "Миньон", "Аскольдова могила", Майская ночь").

После выступления с оперой "Самсон и Далила" Сен-Санса "Московские ведомости" писали: для Рахманинова "это была первая дирижерская проба - и притом в такой опере, где немало больших ансамблей, где оркестр играет видную самостоятельную роль, где вся конструкция рассчитана на сложный механизм и современные требования Гранд Опера... Рахманинов твердо и решительно взял в руки бразды правления оркестром и не замедлил показать, какие богатые дирижерские способности кроются в нем. Прежде всего — оркестр звучит у него совсем особенно: мягко, не заглушая пение, и в то же время до мелочей тонко, точно это специально симфоническая музыка, а не оперный аккомпанемент. Главная заслуга Рахманинова в том, что он сумел изменить оркестровую звучность Частной оперы до неузнаваемости.

Второй этап дирижерской деятельности Рахманинова связан с Большим теа­тром. Первое выступление его здесь в "Русалке 3 сентября 1904 года и после­дующие полтора года работы — блестящая полоса в истории русского оперного театра. Он начал с ре­формы: место дирижера перенес от рампы к барье­ру оркестровой ямы. Это дало возможность дири­жеру видеть одновременно оркестр и певцов на сцене и управлять их совместным исполнением. Он ввел правило личного прохождения партий с солистами, выявляя с ними суть создаваемого образа. Добиваясь дисциплины, Рахманинов запретил оркестрантам во время партитурных пауз читать книги, выходить курить, "беседовать" за кулисами, отвлекаться от единого творческого процесса. В ходе репетиций формой обращения с оркестрантами стало выражение: "потрудитесь сыграть..., форма просьбы была исключена, ибо ставились обоснованные и выполнимые задачи. Интересны наблю­дения Ю. С. Никольского за репетициями Рахманинова: "Появление его за дирижерским пультом как бы наэлектризовывало всю атмосферу. Оркестр подтягивался, молодел, становился гибким... Каждый оркестрант становился артистом высокого класса и каждый исполнял свою партию так хорошо. как только мог."

Порученный репертуар из русских опер Рахманинов стал исполнять по партитурам оригинала, очищал музыку от укоренившихся своеволий постановщиков. При этом Сергей Васильевич находил в партитуре такие детали, которые давали возможность по-новому звучать хорошо знакомым местам, высвечивал красоту музыки. Иногда и целая опера исполнялась в каком-то особом ключе. По словам современников, именно Рахманинов раскрыл своей интерпретацией трагедийный смысл оперы "Пиковая дама". Ему одному удавалось проводить "Евгения Онегина", по образному выражению Г. Лароша, в "вечернем свете элегического настроения". Рахманинов раскрыл лучшие качества 'Жизни за ца­ря", "Русалки". "Князя Игоря" — шедевров русской оперной классики. О нем стали говорить "дирижер божьей милостью". В Большом театре Рахманинов провел 91 спектакль, исполнив 11 опер. Помимо на­званных звучали "Опричник", "Пан воевода", "Алеко", "Скупой рыцарь", "Франческе да Рамини". .

В конце 1904 года открылась еще одна страница в музыкальной деятельности Рахманинова: он начал выступать с "большими программами в каче­стве симфонического дирижера. Со временем это станет второй стороной его исполнительской деятельности. Следует, однако, заметить, что в этом амплуа Рахманинов впервые выступил в 1895 году в Москве, показав свое "Каприччио на цыганские темы". Четырьмя годами позже он, продирижировал своим "Утесом" в Англии.

Прелюдией к постоянному участию Рахманино­ва в симфонических вечерах был концерт Зилоти. Пианист исполнил с оркестром, управляемым Рах­маниновым, "Пляску смерти" Листа, фантазию "Скиталец" Шуберта-Листа, Первый концерт Чай­ковского. Позже Сергей Васильевич вел симфони­ческие концерты "Кружка любителей русской музы­ки", Московского филармонического общества.

В 1909 году Рахманинова как пианиста и дири­жера, интерпретатора своих сочинений узнала Америка. Он дал 26 концертов, из которых в семи выступил как дирижер. Критик Ю. Энгель писал: "Рахманинов — истинный божьей милостью дири­жер, одинаково импонирующий и публике, и оркестру, может быть, единственный русский дирижер, которого мы можем противопоставить таким именам на западе, как Никиш, Колонн или Малер".

Слава Рахманинова как дирижера была вели­ка. В годы эмиграции ему предлагали пост руково­дителя Бостонского симфонического оркестра, за­тем — оркестра города Цинциннати. Он отклонил эти предложения. Тем не менее, за рубежом были записаны на пластинки в авторском исполнении "Вокализ", поэма "Остров мертвых", Третья симфония. Высочайшая одухотворенность и волнующая правдивость рахманиновского исполнения сделали эти записи бесценным художественным сокрови­щем, доносящим до нас почерк великого русского дирижера Рахманинова.

Истина гласит: великое видится на расстоянии. Через гряду десятилетий Рахманинов во всех своих ипостасях - композиторском творчестве, пианистическом и дирижерском искусстве — выглядит феноменальным музыкантом, достойным поклонения, как коллег, так и всех почитателей музыки

"НАЕДИНЕ"  Олег Казьмин.